Условия замещения государственных должностей

Важные информационные данные на тему: "Условия замещения государственных должностей" с описанием сопутствующих проблем и способов их решения. За индивидуальными консультациями всегда можно обратиться к дежурному специалисту.

Понятие гос-ой должности и способов ее замещения

Должность государственной службы характеризуется рядом признаков. Прежде всего, она является первичной структурной единицей государственного органа, находится в основе его штатного расписания и структуры. Должность государственной службы предназначена для обеспечение исполнения полномочий государственного органа или лица, замещающего государственную должность. В этом состоит основное содержание должности государственной службы и ее назначение. Учреждение должностей государственной службы осуществляется только в правовой форме: федеральными законами, указами Президента РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Важным в характеристике должности государственной службы является то, что она имеет закрепленную компетенцию в пределах компетенции государственного органа, в составе которого она учреждена. Кроме того, по каждой должности государственной службы установлена ответственность за надлежащее исполнение служебных обязанностей. По каждой должности государственной службы установлено денежное содержание за счет государственного бюджета. Расходы на денежное содержание по должности государственной службы являются расходным обязательством РФ или субъекта РФ.

Должность государственной службы — учрежденная федеральным законом, иным правовым актом РФ, законом или иным правовым актом субъекта РФ первичная структурная единица с закрепленным объемом полномочий по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и денежным содержанием за счет средств государственного бюджета.

Все должности государственной службы включены в Сводный реестр должностей государственной службы РФ, который состоит из реестра должностей федеральной государственной службы и реестров должностей государственной гражданской службы субъектов РФ.

Способы замещения государственных должностей. Прием граждан на государственную службу проводится дифференцированно, в зависимости от категории и группы, к которой принадлежит государственная должность государственной службы.

Он включает: процедуры замещения и назначения.

Назначение на должность — это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного служащего, произведенное соответствующим органом власти и выраженное в форме распорядительного документа — постановления, указа, приказа и др. Назначение граждан на государственную службу завершает процесс замещения должности и оформляется приказом по государственному органу.

Замещение должности — это способ приобретения государственным служащим должностного статуса, оформленного назначением. К числу основных способов замещения должностей следует отнести: конкурс, избрание, выбор, выборы. Все эти способы нашли отражение в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995Г. № 119 — ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) и в законах о государственной службе субъектов РФ.

Конкурсное замещение должности — это выявление из числа кандидатов на замещение должности человека, наиболее соответствующего требованиям должности. Конкурс предполагает: обязательное наличие не менее 2-х претендентов на замещение должности; органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов; критерии оценки претендентов; процедуры проведения конкурса (16, стр.344).

Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением соответствующей комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назначения на должность.

Основным способом замещения вакантных государственных должностей государственной службы является конкурс документов и конкурс-испытание.

Избрание на должность — это определение из числа кандидатов на замещение должности одного из претендентов специально уполномоченным коллективным органом. Этот способ замещения должности предполагает, как правило, обязательное наличие у претендентов формальных признаков для участия в процедуре избрания. Количество претендентов не обязательно должно быть более одного. Выбор на должность — это определение из числа претендентов на замещение должности одного из кандидатов соответствующим органом, либо соответствующим должностным лицом. Этот способ замещения должности не обязательно предполагает гласное обсуждение кандидатов (или их документов) и мотивов выбора уполномоченного органа. Этот способ замещения должностей присущ для группы младших должностей государственной службы категории «В», а также для государственных должностей государственной службы категории «Б». Ряд государственных должностей категории «А» также замещается при помощи этого способа, например, министры, судьи.

Выборы на должность — это определение из числа претендентов на должность путем голосования (открытого или тайного) членами коллектива, выборщиками, избирателями. Результаты выборов являются необходимым и достаточным условием для занятия должности. Это наиболее распространенный способ замещения государственных должностей депутатского корпуса, руководителей глав администраций и руководителей представительных органов власти субъектов РФ.

Профессиональный отбор проводится после того, как выяснилось, что претендент на государственную должность соответствует формальным и социальным критериям отбора. Такой метод выполняет роль защитного механизма общества от непрофессионалов, людей не только не владеющих соответствующими профессиональными качествами, но и не способных их приобрести в будущем.

Источник: http://studwood.ru/862148/pravo/ponyatie_dolzhnosti_sposobov_zamescheniya

Глава II. Условия замещения государственных должностей

Глава II. Условия замещения государственных должностей

  • Статья 4. Основания замещения государственных должностей
  • Статья 5. Требования к лицам, замещающим государственные должности
  • Статья 6. Личное дело лица, замещающего государственную должность
  • Статья 7. Стаж замещения государственных должностей
>
Основания замещения государственных должностей
Содержание
Кодекс государственной службы Сахалинской области от 23 сентября 1997 г. N 42 (принят Сахалинской областной Думой 18 сентября.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:  Алименты суд практика

Источник: http://base.garant.ru/31702710/948c9c0734b6e944a4727660f2d5a027/

Глава II. Условия замещения государственных должностей

Глава II. Условия замещения государственных должностей

  • Статья 4. Основания замещения государственных должностей
  • Статья 5. Требования к лицам, замещающим государственные должности
  • Статья 6. Личное дело лица, замещающего государственную должность
  • Статья 7. Стаж замещения государственных должностей
>
Основания замещения государственных должностей
Содержание
Кодекс государственной службы Сахалинской области от 23 сентября 1997 г. N 42 (принят Сахалинской областной Думой 18 сентября.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!


Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/31701645/948c9c0734b6e944a4727660f2d5a027/

Глава II. Условия замещения государственных должностей

Глава II. Условия замещения государственных должностей

  • Статья 4. Основания замещения государственных должностей
  • Статья 5. Требования к лицам, замещающим государственные должности
  • Статья 6. Личное дело лица, замещающего государственную должность
  • Статья 7. Стаж замещения государственных должностей
>
Основания замещения государственных должностей
Содержание
Кодекс государственной службы Сахалинской области от 23 сентября 1997 г. N 42 (принят Сахалинской областной Думой 18 сентября.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/31704224/948c9c0734b6e944a4727660f2d5a027/

Российское административное право

Государственная должность: понятие и основные черты

Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливают, что государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение. Таким образом, статус государственного служащего определяется как минимум двумя условиями: замещение государственной должности, которая учреждена государством или государственным органом, и получение квалификационного разряда (специального ранга, классного чина, звания).

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т.е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.

Необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение государственной должности» и «замещение государственной должности». Учреждение государственной должности — это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ; должности государственной гражданской службы субъектов РФ учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Учрежденные государственные должности (или должности государственной службы) перечисляются в Реестре государственных должностей или в Реестре должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Замещение государственной должности — это способ поступления гражданина на государственную службу (назначение, избрание, конкурс).

В действующем российском законодательстве о государственной службе государственная должность определяется как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Таким образом, законодательно закрепляются следующие составляющие этого понятия:

  1. должность — это структурная единица государственных органов;
  2. она учреждается в установленном законодательством порядке;
  3. устанавливает круг обязанностей, соответствующий полномочиям государственного органа;
  4. включает денежное содержание и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных обязанностей.

Закон определяет систему и модель государственной службы по организационно-должностному критерию, устанавливая перечень и виды должностей государственной службы и характеризуя их. Из системы этих должностей исключаются государственные должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и некоторых других лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации;
  • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (федеральных государственных органов);
  • субъектов РФ;
  • органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (государственных органов субъектов РФ);
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации). К ним относятся, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ

Деятельность лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулируется. Их правовой статус устанавливается специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Источник: http://isfic.info/admis/nelis61.htm

Основы государственной службы и кадровой политики

Способы замещения государственных должностей

Способы замещения государственных должностей, в том числе гражданской службы, возможны разные. Отбор персонала, т.е. прием на гражданскую службу или выдвижение на вышестоящую должность гражданской службы, завершается замещением должности государственной гражданской службы на основании соответствующего нормативного акта о назначении на должность.

Читайте так же:  Справка о доходах для банка

Замещение должности — это способ приобретения гражданином соответствующего должностного статуса оформленного назначением.

Назначение на должность — это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного служащего, произведенное органом власти и выраженное в форме распорядительного документа — постановления, приказа и т.д.

К основным способам замещения государственной должности следует отнести конкурс, избрание, выбор, выборы. Все они имеют свои методики и техники отбора и отражены в законодательных актах Российской Федерации.

Конкурс на замещение должности основной способ формирования кадрового состава гражданской службы. Порядок и условия проведения конкурса на гражданской службе Российской Федерации определены нормативно в ст. 22 «Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу» Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. и в указе Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» № 112 от 1 февраля 2005 г.

Конкурс на замещение должности гражданской службы это определение в соответствии с условиями конкурса из числа кандидатов на замещение должности гражданской службы кандидата, наиболее соответствующего требованиям этой должности. Для конкурса требуется: обязательное наличие не менее двух претендентов на замещение должности, органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов (государственные конкурсные комиссии), критерии оценки претендентов, процедуры проведения конкурса

Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением конкурсной комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назначения на должность гражданской службы. На государственной гражданской службе РФ без конкурса могут замещать должности лишь младшей группы должностей.

Основной формой замещения вакантных должностей государственной гражданской службы по конкурсу является конкурс-испытание.

Избрание на должность — это определение из числа кандидатов на замещение должности одного специально уполномоченным коллективным органом власти. Для этого способа замещения должности, как правило, обязательно наличие у претендентов формальных признаков для участия в процедуре избрания. Избрание на должность может быть безальтернативным — претендентов не обязательно должно быть более одного. Этот способ замещения должности используется в настоящее время в законодательных органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации. Например, избрание из числа депутатов председателя Государственной Думы, председателей региональных законодательных собраний, избрание спикера Совета Федерации, председателя ЦИК.

Выбор на должность — это определение из числа претендентов на замещение должности одного органом либо государственным должностным лицом. Этот способ замещения должности не обязательно требует гласного обсуждения кандидатов (или их документов) и обоснования мотивов выбора. Этот способ замещения должности характерен для высших должностей, замещение которых осуществляется по решению лиц, замещающих должности политиков. Например, выбор Президентом РФ кандидатуры на пост Председателя Правительств;) РФ, федерального министра, руководителя федерального ведомства. Выбор на должность производится также на гражданской службе — для группы младших должностей государственной гражданской службы. где не проводится конкурс.

Выборы на должность — это определение из числа претендентов на должность одного путем голосования (открытого или тайного) членами коллектива, выборщиками, избирателями электоратом. Результаты выборов являются необходимым и достаточным условием для занятия должности, не требующим утверждения. Это основной способ занятия высших государственных должностей и органов местного самоуправления, а также должностей в общественных объединениях, политических партиях, научных и других организациях. Всенародные выборы Президента РФ типичный пример данного вила замещения государственной должности. К этому типу замещения должности относятся выборы председателя политической партии, президента Российской академии наук и т.д.

Источник: http://isfic.info/gossab/civserv72.htm

2. Порядок замещения должностей государственной гражданской службы

Понятие «замещение должностей» может рассматриваться в широком и узком смысле. В узком понимании данный термин употребляется в ТК РФ применительно к заключению трудового договора при избрании по конкурсу (ст. 16, 18). Законодательство о государственной службе исходит из широкого толкования этого понятия, охватывающего все способы поступления лица на долж­ность государственной службы.

Основанием возникновения служебного правоотношения яв­ляется, как правило, сложный фактический состав, включающий в себя акт о назначении на должность, заключение соглашения о прохождении государственной службы, а также иные юридиче­ские факты (в частности, победа в конкурсе).

Сложным является и вопрос о допустимости возникновения служебного правоотношения в силу фактического допуска к рабо­те. Так, Л. А. Чиканова полагает, что без соответствующих указа­ний и уточнений в Законе о гражданской службе фактическое до­пушение к работе (исполнению служебных обязанностей) вряд ли может быть применимо к гражданским служащим 1 . Действитель­но, если гражданин не был назначен на должность государствен­ной службы в установленном законом порядке, его действия, свя­занные с осуществлением полномочий по данной должности, не могут считаться совершенными от имени и по поручению госу­дарства и, следовательно, не должны вызывать никаких юридиче­ских последствий.

На сегодняшний день основным способом замещения вакантной должности государственной службы является конкурсный отбор. В различных странах мира, как правило, существует два способа комплектования государственного аппарата — «система добычи» и «система заслуг». Суть «системы добычи» состоит в том, что лицо, победившее на выборах либо силой захватившее власть, расставляет на все государственные посты своих сторонников. При этом квали­фикация служащего может и не учитываться, поскольку определяю­щим критерием является возможность руководителя осуществлять постоянный контроль за своим выдвиженцем. Напротив, «система заслуг» предполагает занятие государственных должностей лицами, победившими на специально организованных конкурсах. В настоя­щее время «система заслуг» является общепризнанной в мировой практике. Она предполагает не только конкурсный отбор наиболее квалифицированных кадров при приеме на государственную служ­бу, но и обеспечение возможности должностного роста в соответст­вии с профессиональным уровнем государственного служащего. Для этого используются различные способы оценки профессио­нальных качеств: аттестация, квалификационный экзамен и т. п.

Читайте так же:  Трудовой кодекс работа по совместительству оплата труда

Значение «системы заслуг» для обеспечения высокого правово­го качества национальной государственной службы и собственно государственной административной системы настолько велико, что в развитых странах ученые называют ее меритократией, т. е. властью заслуг и заслуженных людей 2 .

Закон о гражданской службе устанавливает, что замещение должности государственной гражданской службы осуществляется на конкурсной основе. Принципиальной новеллой этого Закона в части способов формирования кадрового состава гражданской службы является распространение конкурсной процедуры в том числе на переводы в порядке должностного роста. Исходя из бук­вального понимания ст. 22 указанного Закона, замещение любой должности государственной гражданской службы как впервые, так и лицом, уже состоящим на гражданской службе, осуществляется исключительно по результатам конкурса.

Процедура конкурсного отбора в настоящее время регламенти­руется Указом Президента РФ от 01 февраля 2005г. №112 «О конкурсе на замещение вакант­ной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Законом установлен исчерпывающий перечень исключений из конкурсного порядка замещения должностей государственной гражданской службы. Законодатель выделяет два случая: в первом случае конкурс на замещение должности гражданской службы не может проводиться, во втором — может не проводиться.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конкурс не может проводиться:

при назначении на должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», если эти должности замещаются на определенный срок полномочий;

при замещении должностей категории «руково­дители», назначение на которые и освобождение от которых осу­ществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

при за­ключении срочного служебного контракта;

при предоставлении граж­данскому служащему другой должности в предусмотренных зако­ном случаях. Прежде всего это касается тех гражданских служащих, которые по состоянию здоровья в соответствии с медицинским за­ключением не могут исполнять должностные обязанности по заме­щаемой должности. Таким лицам должна быть предоставлена дру­гая должность, соответствующая их квалификации и не противо­показанная им по состоянию здоровья. Очевидно, что замещение такой должности не может быть обусловлено процедурой прохож­дения конкурса;

при предоставлении гражданскому служа­щему иной должности в том же или другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образова­ния, стажа гражданской службы предусмотрено законом в случае ликвидации или реорганизации государственного органа, а также при сокращении должностей гражданской службы. Во всех этих случаях замещение должности государственной гражданской службы осуществляется не на конкурсной основе;

при назначении на должность гражданина, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе (по общему правилу кадровый резерв теперь формируется на конкурсной основе). Понятно, что при таком по­рядке формирования кадрового резерва нет необходимости в по­вторном проведении конкурса для замещения должности граж­данской службы.

Кроме рассмотренных выше норм, императивно приписываю­щих исключения из общей процедуры конкурсного отбора на заме­щение должности гражданской службы, законодатель устанавли­вает случаи, когда конкурс может не проводиться:

при на­значении на должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих го­сударственную тайну;

при назначении на должности, которые от­носятся к группе младших должностей гражданской службы.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательствомРоссийской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Согласно Положению о конкурсе на замещение ва­кантной должности государственной гражданской службы Рос­сийской Федерации, утвержденному этим Указом, конкурс прово­дится в два этапа.

На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информа­цию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользова­ния. В публикуемом объявлении указываются наименование ва­кантной должности гражданской службы, требования, предъяв­ляемые к претенденту на замещение этой должности, место и вре­мя приема документов, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, элек­тронный адрес сайта государственного органа).

На сайте государственного органа размещается следующая ин­формация о конкурсе:

наименование вакантной должности граж­данской службы;

требования, предъявляемые к претенденту на за­мещение этой должности;

условия прохождения гражданской службы;

место и время приема документов, срок, до истечения ко­торого принимаются указанные документы;

предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие ин­формационные материалы.

Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган необходимые документы, перечень которых установлен ст. 26 Закона о гражданской службе.

При участии в конкурсе гражданского служащего необходимые документы предоставляются кадровой службой государственного органа. При этом документы, представленные гражданином, под­лежат проверке. Проверка достоверности сведений осуществляет­ся только в случае участия в конкурсе на замещение вакантной должности, относящейся к высшей группе должностей граж­данской службы.

На данном этапе недопустима какая-либо оценка кандидатов по их деловым или личностным качествам. Следует отметить, что законодательство многих субъектов РФ расширяет содержатель­ную часть первого этапа конкурса. Как правило, на первом этапе конкурса предусматривается написание реферата на заданную те­му. Так, например, методикой проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Са­ратовской области, утвержденной распоряжением Правительства Саратовской области от 17 июня 2005 г. № 169-Пр, предусмотрено следующее. Первый этап заключается в привлечении гражданско­го служащего (гражданина) к участию в конкурсе и проверке его соответствия требованиям вакантной должности на основе анали­за представленных документов и подготовленных участниками конкурса аналитических материалов (рефератов) по утверж­денному тематическому плану.

Читайте так же:  Разрешения работы модуля

Между тем оценка кандидатов, допущенных к конкурсу на за­мещение вакантной должности гражданской службы, дается кон­курсной комиссией на основе представленных кандидатами до­кументов, их профессиональных, личностных качеств, выявлен­ных в ходе индивидуального собеседования, анкетирования, групповых дискуссий, тестирования, написания реферата.

Документы для участия в конкурсе представляются в государст­венный орган в течение месяца со дня объявления об их приеме.

Решение о дате, времени и месте проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после провер­ки достоверности сведений, представленных гражданами, изъя­вившими желание участвовать в конкурсе. Представитель нанима­теля не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса сообщает государственным служащим и гражданам, допущенным к участию в конкурсе, о дате, времени и месте его проведения.

Конкурсная комиссия образуется актом государственного ор­гана. Она в соответствии с указанным выше Положением действует на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса оп­ределяются правовым актом государственного органа. В государ­ственном органе допускается образование нескольких конкурс­ных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.

Закон содержит примерный перечень гражданских служащих, которые включаются в состав конкурсной комиссии:

представители кадровой службы;

представители юридической (правовой) службы;

гражданские служащие из подразделения, в котором прово­дится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы;

представитель соответст­вующего органа по управлению государственной службой;

в состав конкурсной комиссии долж­ны включаться независимые эксперты. Новеллой Закона о граж­данской службе является норма, закрепляющая минимальное ко­личество независимых экспертов: не менее одной четверти общего числа членов конкурсной комиссии. В качестве независимых экс­пертов могут выступать представители научных и образовательных учреждений либо других организаций, которые являются специа­листами по вопросам, связанным с гражданской службой. Экспер­ты приглашаются представителем нанимателя. Однако Закон пря­мо запрещает указывать в запросе представителя нанимателя к уч­реждению или организации персональный состав независимых экспертов; он определяется руководителем соответствующей орга­низации.

На втором этапе конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, о прохождении гражданской или иной государственной службы, об осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих феде­ральным законам и другим нормативным правовым актам Россий­ской Федерации методов оценки профессиональных и личност­ных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание ре­ферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кан­дидата. Ее заседание считается правомочным, если на нем присут­ствует не менее двух третей состава. Решения комиссии принима­ются открытым голосованием простым большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании.

В настоящее время попытки урегулировать методику проведе­ния конкурса на замещение вакантной должности государствен­ной гражданской службы предпринимаются в рамках ведомствен­ного, а также регионального нормотворчества.

При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение кон­курсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Источник: http://studfile.net/preview/3848065/page:2/

Условия прохождения государственной службы

Поступление на государственную службу и способы замещения должностей

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, поступление на гражданскую и правоохранительную службы и их прохождение гражданами России осуществляются в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы: гражданами России — по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Призыв граждан РФ производится для реализации ими своей обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции РФ.

Основные административно-правовые категории, касающиеся поступления на государственную службу и ее прохождения приведены в таблице:

Понятие «прохождение государственной службы»

Поступление на государственную службу и ее прохождение

Способы замещения должностей государственной службы

Пунктом 5 ст. 12 Закона о системе государственной службы РФ определено, что прохождение государственной службы включает в себя:

  • 1) назначение на должность;
  • 2) присвоение классного чина, дипломатического ранга и специального звания;
  • 3) аттестацию или квалификационный экзамен;
  • 4) другие обстоятельства (события) в соответствии с названным Законом, федеральными законами о видах государственной службы, законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами

Поступление на гражданскую и правоохранительную службы и их прохождение гражданами России осуществляются в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы: гражданами России — по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Призыв граждан РФ производится для реализации ими своей обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции РФ.

Первый способ — на конкурсной основе. Второй способ — без проведения конкурса, т.е. путем назначения на должность по решению уполномоченного на то государственного органа или должностного лица

Законом о системе государственной службы РФ определены общие условия поступления граждан на государственную службу по контракту. Согласно ст. 12 Закона, по контракту вправе поступать граждане России, а на военную службу и иностранные граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Читайте так же:  Досрочное погашение кредита в сбербанке отзывы

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту, учитывая специфику службы.

Служебный контракт — это соглашение между конкретными представителем нанимателя (РФ, ее субъекта) и конкретным гражданином (иностранным гражданином), поступающим на государственную службу, или государственным служащим, являющимся стороной ранее действовавшего контракта, о замещении должности того или иного вида государственной службы и прохождении службы в определенных условиях. Контракт заключается в письменной форме установленного образца. Он определяет права, обязанности и ответственность сторон. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину или государственному служащему возможность замещения определенной должности, обеспечить прохождение государственной службы в соответствии с действующим законодательством, своевременно и в полной мере выплачивать денежное содержание (вознаграждение), а также предоставить ему определенные государственные гарантии. Гражданин, поступающий на государственную службу, при заключении контракта о прохождении государственной службы и замещение должности государственной службы, и государственный служащий при заключении контракта о замещении должности государственной службы соответствующего вида обязуется лично исполнять должностные обязанности в установленном порядке.

Правовое значение служебного контракта состоит также в том, что он независимо от способа замещения должности государственной службы, является обязательным приложением к управленческому акту о назначении гражданина (государственного служащего) на конкретную должность.

Условия контрактов, порядок их заключения, а так же основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы. Контракт может заключаться с гражданином на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования; и на определенный срок после его окончания. Определяется также предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Федеральным законом о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами, учитывая созданные возможности отбора кандидата и другие условия, установлены два способа замещения должностей государственной службы: 1 — на конкурсной основе; и 2 — без проведения конкурса, т.е. путем назначения на должность по решению соответствующего должностного лица или государственного органа в пределах установленной для них номенклатуры должностей государственной службы.

Конкурс — очень важный атрибут эффективной государственной службы, поскольку позволяет конкурсной комиссии отобрать из числа лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе, наиболее достойных кандидатов после тщательной оценки кандидата на основании документов и или результатов экзаменов, испытаний.

Конкурс может объявляться при наличии вакантных должностей государственной службы и отсутствии соответствующего кадрового резерва для их замещения. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям по вакантной должности государственной службы. Поэтому причинами отказа в допуске к конкурсу является несоответствие претендента предъявляемым требованиям по этой должности и ограничениям, установленным при поступлении на тот или иной вид государственной службы и прохождения службы.

До сих пор большинство государственных служащих замещают свои должности в порядке замещения. Наименование должностей государственной службы, подлежащих замещению, таким образом, а также полномочия должностных лиц (например, Президента, федерального министра) по назначению на эти должности, определены соответствующими нормативно-правовыми актами.

Бесконкурсное назначение на вакантные должности государственной службы позволяет руководителям различного уровня (представителям нанимателя) более оперативно, чем при проведении конкурсов, и шире маневрировать кадрами не только в отраслевом (ведомственном), но и в межотраслевом и в общефедеральном масштабе, хотя в этом случае меньше гласности и соревновательности кандидатов на должность.

Порядок подбора кандидатур для назначения на соответствующую должность государственной службы пока не урегулирован нормативно правовыми актами. До сих пор следует руководствоваться опытом подбора и расстановки кадров, имеющимся у руководителей государственных органов, соответствующих кадровых служб и руководителей структурных подразделений государственных органов. В некоторых государственных органах по этому вопросу имеются ведомственные акты. См. например, приказ ФСКН России от 8 июня 2004 г. Российская газета 2004. 20 июня

Сейчас в государственном аппарате желательно иметь руководителей — специалистов с высоким уровнем общего развития, а не узко профилированных специалистов, хотя и они, конечно, нужны. Подбирая молодых, перспективных кандидатов, нельзя забывать, что наряду с соответствующим образованием у них должен быть определенный опыт работы по специальности. Такие качества руководителей, как широкий кругозор, должные моральные устои и организаторские способности, не менее важны, чем знание специфики той или иной сферы государственного управления.

В наше время, когда субъекты Федерации самостоятельно организуют государственную гражданскую службу, важно иметь с ними тесные контакты для выявления кандидатов, которые достойны выдвижения на федеральный уровень государственной гражданской службы.

При подборе кандидатов на должности федеральных органов исполнительной власти должны также соблюдаться требования постановления Правительства РФ от 12 августа 2000 г. «О взаимосвязи Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». Собрание законодательства РФ. 2000. №34. Ст. 3473 Постановление предусматривает, что руководители федеральных органов исполнительной власти обязаны согласовывать с полномочными представителями, в установленном законодательством РФ порядке, кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и на иные должности в пределах федеральных округов, если назначение на эти должности осуществляется Президентом, Правительством или федеральными органами исполнительной власти.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://vuzlit.ru/1260915/usloviya_prohozhdeniya_gosudarstvennoy_sluzhby

Условия замещения государственных должностей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here