Рынок государственных долговых обязательств

Важные информационные данные на тему: "Рынок государственных долговых обязательств" с описанием сопутствующих проблем и способов их решения. За индивидуальными консультациями всегда можно обратиться к дежурному специалисту.

Тема 3. Облигации. Государственные долговые обязательства

3.3. Общая характеристика государственных долговых обязательств

Рынок правительственных заимствований имеет разные названия, в их числе:

— рынок государственных облигаций;

— рынок государственного или национального долга;

— рынок правительственных займов;

— рынок государственных инструментов с фиксированной ставкой.

Государственные долговые обязательства могут обозначаться различными терминами: облигация, казначейское обязательство, казначейский вексель, сертификат задолженности, займ.

Функции государственных долговых обязательств:

1) финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение;

2) финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения;

3) регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, направления инвестирования.

Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по различным критериям. (табл. 5):

Размещение государственных долговых обязательств:

— через центральные банки или министерства финансов (казначейства). Основными инвесторами являются население, пенсионные фонды, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды;

— в бумажной (документарной) или безбумажной (бездокументарной) формах. Безбумажная технология выпуска ведет к экономии эмиссионных издержек, в этом случае ценные бумаги существуют в виде записей на электронных счетах в уполномоченных депозитариях;

— разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа по установленным ценам, закрытое распространение среди ограниченного круга инвесторов.

В практике заимствования правительств зарубежных государств используются, как правило, разнообразные долговые инструменты. Так, в США наиболее распространенными долговыми инструментами являются:

— векселя казначейства — выпускаются сроком на 52 недели, являются дисконтными;

— билеты казначейства — выпускаются на срок от одного года до десяти лет с выплатой процентов по полугодиям;

— облигации казначейства — выпускаются на срок более десяти лет, приносят купонный доход;

— сберегательные облигации имеют длительные сроки обращения (18-20 лет), могут быть дисконтными и купонными;

— бескупонные расписки казначейства выпускаются в результате трастового соглашения с банком о передаче облигаций казначейства на хранение. Являются обязательством по купонным выплатам или погашению на определенную дату;

— ценные бумаги федеральных агентств (облигации с различной степенью государственного обеспечения);

— облигации учреждений, финансируемых из федерального бюджета.

Рынок государственных долговых обязательств в России имеет специфическую историю и современную практику.

— Федеральные органы исполнительной власти;

— специализированные учреждения (в том числе кредитно-финансовые), находящиеся в федеральной собственности;

— специализированные учреждения, находящиеся в иной, чем федеральная, собственности и пользующиеся финансовой поддержкой правительства в силу выполнения ими социально-значимых функций

2. Границы заимствования

— Облигации внутренних государственных займов;

— внешних государственных займов

— На выполнение конкретных масштабных проектов, имеющих общегосударственное значение;

— на выполнение национальных программ поддержки определенных групп населения, секторов экономики;

— с целью финансовой поддержки кредитных институтов, ведущих социально важные операции с недвижимостью и землей;

— на привлечение финансовых источников в качестве ресурсной базы кредитных институтов, имеющих общегосударственное значение;

— на замещение бюджетных расходов, связанных с реструктурированием терпящих бедствие отраслей, предприятий и кредитных институтов

— Процентные купонные (фиксированная и плавающая ставка процента);

— беспроцентные целевые займы;

5. Возможность обращения

6. Статус владельца

— размещение исключительно среди физических лиц;

Источник: http://www.aup.ru/books/m225/3_3.htm

Отправить по почте

Структура долга

Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2019 гг.)

Дата публикации: 18.12.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 декабря 2019 года

Дата публикации: 18.12.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2019 года

Дата публикации: 19.11.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2019 года

Дата публикации: 18.10.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2019 года

Дата публикации: 18.09.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2019 года

Дата публикации: 16.08.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2019 года

Дата публикации: 22.07.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2019 года

Дата публикации: 18.06.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2019 года

Дата публикации: 23.05.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2019 года

Дата публикации: 24.04.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2019 года

Дата публикации: 21.03.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 февраля 2019 года

Дата публикации: 21.02.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 года

Дата публикации: 31.01.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2018 года

Дата публикации: 21.12.2018

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2018 года

Дата публикации: 23.11.2018

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2018 года

Источник: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure.

1. Рынок государственных долговых обязательств, его роль, участники и их функции

Гос-во явл участником любой экон системы, но в разн моделях степень его участия различна. Наибольш – в командн экономике, наиименьш- в рыноч.

Рынок не може решить всех проблем, и наиболее важн из них переход к гос-ву: 1) формир-е правов усл-ий функц-я рынка; 2) защита прав собст-ти, личности, потребления; 3) произ-во обществ товаров и услуг (здравоохр, образ-е, наука и т.п.); 4) регулир-е эк-ки (инфл-я, выпуск денег, установл-е %-ных ставок).

Для реш-я этих проблем гос-ву необх власть и деньги.

Одним из источников денег явл займы гос-ва.

В теории сущ 2 точки зр на влияние гос займа на экономику:

1) займы вредны, гос-во не должно занимать, т.к. сокращ-ся инвестиции в произ-во, падают темпы развития эк-ки, расчет пере-носится на будущ поколение, в рез-те чего в будущ усил-ся пробле-мы. Т.о., гос-во берет займы только на обслуж-е непредвид расхо-дов (катастрофы), а текущ расходы гос-ва долж покрываться налогами,

Читайте так же:  Льготы инвалидов военной травмы

2) – Кейнс. Займы стимулир развитие эк-ки, полезны. Займы увелич расходы гос-ва (пенсии, пособия), рост кот ведет к увелич-ю спроса (жилье, продовольствие) и ускор развитие эк-ки.

На практике преоблад промежуточ точка зрения о том, что займы имеют право на существование, однако им надо управлять.

Взаимосвязь долга и эк-ки проявл-ся по 3 осн направлениям:

1) гос займы и темпы экон роста и % ставки. Счит-ся, что сами темпы роста опережают рост % ставок, то займыможно увеличивать. В против случ, если ставки будут > темпов роста, то возник трудности обслуж-я долга займы увеличивать нельзя.

2) гос займы и фискальн (бюджет-налог) политика. Заем- альтернатива налогам. Для увелич-я доходов бюджета можно увелич налоги, но это приведет к падению деловой активности и уменьш-ю стимула. При невозмож-сти увелич-я налогов берут займы и покрыв расходы гос-ва. Налог нагрузка переносится на будущ период.

3) заем и источники его обслуж-я. Все расходы на обслуж-е — текущ расходы на выплату % и расходы на погаш-е — амортиз рас-ходы. Для обслуж-я внутр долга учит-ся показатели — доходы бюд-жета, золотовалют резервы; для обслуж-я внеш долга — золотова-лют резервы, сальдо торг баланса, экспортн доходы, ВВП.

Гос долг — лбщ сумма задолженности по взятым и непогаш кредитам, включ %, выпущенным ЦБ и выданным гос гарантиям.

Гос долг – сумма накоплен дефицитов бюджета за вычеом профицита (положит сальдо).

По своей стр-ре гос долг сост из кредитов, получен от кредит орг-ий (банков своих, иностр, междунар орг-ий, ЦБ), займов – выпущ ЦБ, гос гарантий.

Формы гос долга: 1) кредит соглашения и договоры; 2) договоры о предоставлении гос гарантий и договоры-поручительства; 3) гос цен бумаги, выпуск от имени РФ; 4) переоформлен долг обязат-ва 3-х лиц; 5) соглашения и договоры о пролонгации (продлении) и реструктуризации долгов обязательств пршлых лет.

Гос долг по нац принадлежности и валюте заимствования подразд-ся на внутр (в нац валюте) и внешн.

Причины образ-я внутр долга 1) несбалансированность бюд-жета по вертикали (отказ платить сейчас, т.к. лучше заплатить потом из-за инфляции) и горизонтали (когда нижестоящ отказ платить налоги в федер бюджет); 2) переходящ долг СССР; 3) повышен расходы России на проведение реформ.

Размер внутр долга 30 млрд долл, это приблизит 11% ВВП.

Участники рынка гос долг обязат-в:

1) эмитенты — выпуск ЦБ: Минфин. Цели: а) финансир-е дефицита федер бюджета; б) рефинансир-е долга, когда старые займы погаш-ся за счет новых; в) ликвидация кассового разрыва – деньги поступ в бюджет разрывно, а расход идет непрерывно; г) регулир-е денеж рынка; д) финансир-е нароно-хоз программ.

2) генеральн агенты по обуслуж-ю выпусков гос бумаг: а) ЦБ РФ – обслуж выпуски ГКО и ОФЗ. Его интересы: а) орг-я рынка, б) контроль за состоянием рынка – ЦБ имеет инф-ию о состоянии счетов, ск-ко денег вводится в систему, объемах и ценах; в) поддержание рынка путем проведения дилерских операций с гос бумагами (операции на открыт рынке); г) кредитование коммерч банков по залог ЦБ и ч/з операции «репо» — покупка с обязательством обратн продажи; д) выдача гарантии по погашению гос бумаг при отсутствии денег у Минфина. Б) Сбербанк обслуж все выпуски ЦБ, связ с населением, выплач %, погашает, покупает и продает ЦБ. Интерес коммерч — получение комиссионных и увелич-е дохода.

3) профессион участники РЦБ. Интерес – коммерч- увелич-е дохода в виде разницы в ценах.

Выдел 4 вида профучастников: а) фонд биржа — ММВБ и регион биржи, б) уполномочен дилеры

— фин институты –банки, фин компании, непосредств участвующ в торгах;

— первич дилеры — элита — имеют право устанавл котировки (цены покупки-продажи);

— прочие — торгуют по ценам, кот установл первич дилерами.

в) депозитарии, кот ведут учет по именным ЦБ.

г) клиринговые или расчетн орг-ии.

4) инвесторы. Подразд на 2 группы:

а) физ и юрид лица

б) резиденты и нерезиденты

Ф-ции ЦБ на рынке гос ЦБ

Видео (кликните для воспроизведения).

1) ЦБ как генер агент по обслуж-ю выпусков гос ЦБ: а) заключ договора с торг площадкой, дилерами, депозитариями; б) проверка счетов участников рынка гос ЦБ; в) предоставление гарантий г) первичн размещение ЦБ Д) погашение ЦБ.

2) ф-ции оператора на рынке гос ЦБ а) прямая купля-продажа гос ЦБ (ЦБ — дилер); б) проведение олераций «РЕПО» (соглашение об обратн выкупе гос ЦБ); в) ломбард операции под залог гос ЦБ

3) Центр банк как эмитент — оцентные ЦБ, кот выпускает — БОБРы — бескупон облигации Банка России.

4) функции контролера — регулиравн на рынке ЦБ.

Источник: http://studfile.net/preview/3795722/page:47/

2. Международный рынок долговых обязательств

Когда частной фирме требуются до­полнительные инвестиции, она может получить их из двух источни­ков — собственных и внешних, причем получить средства извне она может как на внутреннем рынке страны, так и за рубежом. Практически во всех разви­тых странах 50-70% новых инвестиций осуществляются за счет собственных средств фирм, которые не прибегают к займам. Оставшиеся 30—50% финанси­руются за счет двух источников: долг (debt) и акции (equities). Когда же правительству требуются дополнительные средства для финансирования дефицита бюджета или осуществления инвести­ционных программ, в его распоряжении имеется всего один внешний источ­ник — межгосударственный заем.

В целом долговые источники между­народного финансирования делятся на:

Ноты и коммерческие бумаги (no­tes and commercial paper, CP) — средне-и краткосрочные негарантированные расписки на предъявителя, выпущен­ные на свободный рынок со скидкой от объявленной стоимости. Расписки ис­пользуются небольшими фирмами как субститут банковских займов. Такие расписки выпускаются относительно небольшим числом фирм. В США, на­пример, 1700 мелких и средних компа­ний выпускают более половины всех долговых расписок. Еврокоммерческие бумаги (Euro commercial paper — ЕСР) отличаются тем, что они продаются за пределами тех стран, где они выпущены. Небольшие фирмы, выпускающие для заимствования на рынке краткосрочные расписки, подвергают себя определен­ному риску, ибо такие расписки могут оказаться непроданными. Для страхов­ки от этого риска фирма может прибег­нуть к созданию долговых обязательств с банковской поддержкой (note issuance facility -— NIF), которая представляет собой договор между фирмой-заемщи­ком, выпускающей расписки, и группой банков, которые гарантируют покупку этих расписок в течение определенного периода времени в будущем. Механизм по размещению расписок типичен для еврорынков — кредитов, размещаемых за пределами стран, где находятся за­емщики, где расписки, размещаемые с помощью этого механизма, называются евронотами (Euronotes).

Читайте так же:  Ст 87 алименты

Банковские займы (bank loans) — займы, выдаваемые банками частному бизнесу как внешний источник финан­сирования. Если заем выдается компа­нии группой банков, то он называется синдикатным займом (syndicated loan). Чтобы распределить риск, большая часть займов выдается на мировом рынке в синдикативном виде. Процентная ставка по синдикатным кредитам уста­навливается плавающей в привязке к какому-либо международному агрегату, такому как, например, ЛИБОР или про­центная ставка по государственным об­лигациям американского казначейства с таким же сроком погашения.

Облигации (bonds) — способ заем­ного корпоративного и межгосударст­венного финансирования путем прода­жи ценных бумаг со средним сроком погашения 3-10 лет, выпускаемых под залог корпо­ративного или личного имущества. Обли­гации могут либо просто погашаться по наступлению срока платежа, либо кон­вертироваться в долг или акции компа­нии. Облигации бывают купонными (cou­pon bonds) и бескупонными (zero-coupon bonds). Выплата купона может быть за­фиксирована как твердая величина при размещении облигаций либо устанавли­ваться периодически в зависимости от изменений ставки ЛИБОР. Если весь выпуск облигаций приобретается бан­ком или группой банков, которые держат их до погашения и не продают на вто­ричном рынке, то эти облигации явля­ются, по существу, банковским займом.

Различие между этими тремя рынка­ми долговых обязательств со временем становится все более размытым, хотя еврооблигации и еврорасписки продол­жают сохранять набор отличительных признаков: они приобретаются между­народными синдикатами банков, они предлагаются инвесторам во многих странах, они размещаются за пределами юрисдикции какой-либо одной страны, в большинстве случаев они выпускаются на предъявителя, они регистрируются на национальных биржах — в Лондоне или Люксембурге, однако в основном обращаются вне бирж (over-the-counter, ОТС). Главной причиной биржевой ре­гистрации еврооблигаций является то, что многим институциональным инвес­торам по закону разрешается приобре­тать только облигации, зарегистрирован­ные на биржах. Главными покупателями практически на всех рынках долговых обязательств являются институциональ­ные инвесторы — инвестиционные, пен­сионные и иные фонды, страховые ком­пании, трасты и пр.

Объемы размещения и кумулятивный итог международного финансирования с помощью долговых инструментов состав­ляет около 1 трлн. долл. Относительная роль отдельных фи­нансовых инструментов на мировом рынке долговых обязательств в начале ХХ1 в. существенно изменилась. Традицион­ные банковские займы продолжают играть основную роль в международном финансировании на фоне резко возрос­шей роли еврокредитов при сократив­шейся роли облигационного финанси­рования. Правда, кумулятивный итог еврозаймов пока не столь значителен, как банковских займов и облигацион­ных займов.

Источник: http://studfile.net/preview/5436891/page:25/

Рынок государственного долга

Государственные заимствования осуществляются на финансовом рынке . Финансовый рынок представляет собой особую форму организации движения денежных средств от их владельцев к пользователям на основе покупки ценных бумаг или предоставления кредитов, выражающих собой форму движения ссудного капитала. Это означает, что финансовый рынок включает в себя два компонента: рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Оба этих компонента предоставляют средства для государственных заимствований.

Основными сегментами рынка ценных бумаг являются рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.

Заново становление рынка государственных ценных бумаг в России началось в 1991 г. Основными факторами, определяющими его развитие, явились:

— развитие практики финансирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за счет выпуска государственных ценных бумаг;

— реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска облигаций валютного займа;

— появление специфических финансовых инструментов – казначейских обязательств, налоговых освобождений и векселей для решения кризиса неплатежей;

— постепенное открытие доступа эмитируемым в России ценным бумагам на международные рынки капиталов и доступа иностранным инвесторам на российский рынок.

Под воздействием этих факторов сформировались правовые, экономические и организационные основы для дальнейшего развития отечественного рынка государственных ценных бумаг.

В качестве приоритетных задач своей стратегии на рынке государственных ценных бумаг исполнительная власть определяет следующие направления:

— восстановление участия государства на финансовом рынке на приемлемых условиях путем проведения сдержанной и гибкой политики осуществления новых заимствований;

— восстановление доверия участников рынка к государству как эмитенту ценных бумаг на основе полного выполнения обязательств по обслуживанию и погашению облигационной части государственного долга;

— последовательная работа по снижению стоимости и увеличению сроков государственных заимствований;

— функциональное разделение государственных ценных бумаг на инструменты денежного рынка (краткосрочные бумаги) и инструменты рынка капиталов (облигации со сроком погашения свыше одного года);

— выпуск широкого спектра финансовых инструментов для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

— обеспечение скоординированных действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по привлечению заимствований через механизмы рынка ценных бумаг;

— поддержание надежности и доступности государственных ценных бумаг для инвесторов.

Надежность и доступность государственных долговых обязательств для инвесторов обеспечивается формированием государственной долговой книги и возможностью прямого владения ценными бумагами любыми группами инвесторов. Для обеспечения доступа максимально широкому кругу инвесторов на рынок государственных займов, и, прежде всего, коллективных инвесторов, государство стимулирует развитие соответствующих механизмов и технологий.

В истекшие годы становления и развития рынка государственного долга власти опробовали функционирование различных видов ценных бумаг. Среди них – облигации, казначейские векселя, казначейские обязательства, векселя Минфина РФ, золотые сертификаты, жилищные сертификаты.

Облигация государственного займа – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право её держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок её номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента. Как эмиссионное обязательство она характеризуется одновременно следующими тремя признаками:

Читайте так же:  Заявление о принуждении к увольнению образец

— закрепляет совокупность имущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

— имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения облигации.

Для покрытия текущей бюджетной задолженности перед предприятиями и организациями в 1994 г. Правительство РФ выпустило казначейские векселя и казначейские обязательства. Оба вида новых государственных финансовых инструментов удовлетворяли всем признакам эмиссионной ценной бумаги. Однако если казначейские векселя сразу могли поступать во вторичный оборот, то казначейские обязательства могли попасть во вторичное обращение только после прохождения установленного числа индоссаментов (обязательных расчетов с поставщиками).

Золотые сертификаты 1993 г. выпускались в виде ценных бумаг государства, замещавших собой операции по продаже золота. Они отвечали требованиям эмиссионной ценной бумаги, но являлись именными и не подлежали вторичному обращению на финансовом рынке.

Жилищные сертификаты — государственные ценные бумаги, замещающие собой операции по продаже общей жилой площади в домах-новостройках по частям. По накоплении определенного количества жилищные сертификаты обмениваются на соответствующую квартиру или погашаются деньгами. Сертификаты представляют собой специфический вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, номинал которых выражается в единицах общей площади жилья и в его денежном эквиваленте.

Выпуск свободно обращающихся векселей Министерства финансов РФ осуществлен в 1995 г. для восстановления собственных кредитных ресурсов коммерческими банками, проводившими в 1992-1994 годах кредитование организаций АПК, потребительской кооперации и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера. Векселя эмитировались в размере задолженности заемщиков по централизованным кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 апреля 1995 г. Эта задолженность образовалась в результате погашения с корреспондентских счетов коммерческих банков централизованных кредитов и начисленных процентов по ним без уплаты соответствующих сумм заемщиками.

Некоторые действующие на этом рынке инструменты будут рассмотрены подробнее при изучении следующих тем.

Рынок ссудных капиталов можно условно разделить на рынок долгосрочных кредитов и краткосрочных кредитов. На этих рынках государственные органы действуют на началах обычных заемщиков, т.е. как и все другие юридические лица. Они могут обращаться к любым банкам, и кредиты получают на условиях, формирующихся под воздействием закона спроса и предложения. Исключение составляет кредитование Банком России потребностей Правительства РФ, которое осуществлялось на льготных условиях (на длительные сроки и при низкой процентной ставке).

На финансовом рынке государство выступает и как гарант по заимствованиям, привлекаемым хозяйствующими субъектами. Для эффективного использования предприятиями и организациями государственных гарантий они предоставляются на конкурсной основе. Получение государственной гарантии по ценным бумагам или привлекаемым кредитам является действенным инструментом привлечения средств инвесторов для развития инвестиционных проектов.

До недавнего времени государственные гарантии предоставлялись и по коммерческим кредитам, используемым субъектами РФ и иными получателями средств федерального бюджета в случае их недофинансирования. Замещение бюджетного финансирования банковским кредитованием приводило к существенным потерям сначала федерального бюджета, а потом и самих получателей бюджетных средств. Кроме того, предоставление государственных гарантий не решало проблему недофинансирования из федерального бюджета, а лишь отодвигало необходимость ее решения на будущее. С 1997 г. порочная практика предоставления государственных гарантий при недополучении бюджетных средств прекращена. Таким образом, рынок государственного долга можно определить как совокупность отношений между государством как эмитентом и гарантом, другими эмитентами, инвесторами и их посредниками по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, получения кредитов органами государственной власти и предоставления государственных гарантий по займам и кредитам, привлекаемым региональными и местными органами власти, экономическими субъектами.

Секторы и участки финансового рынка, которые полностью или частично входят в состав рынка государственного долга. Последний включает в себя полностью рынок государственных (федеральных и региональных) ценных бумаг, отношения по поводу эмиссии, обращения и погашения муниципальных и корпоративных ценных бумаг, гарантированных федеральными или региональными органами власти, часть рынка ссудных капиталов, соответствующую кредитам, предоставленным федеральным или региональным органам власти либо выданным экономическим субъектам под гарантии государственных органов.

Другими словами, рынок государственного долга включает в себя следующие три сегмента: рынок государственных ценных бумаг, рынок привлекаемых государством кредитов, рынок государственных гарантий (или гарантированных государством муниципальных и корпоративных ценных бумаг и кредитов, привлекаемых органами местного самоуправления и экономическими субъектами).

Рынок государственных долговых обязательств делится на внутренний и внешний. На внутреннем рынке государственного долга заимодателями и кредиторами государства являются многочисленные российские предприятия и организации, финансово-кредитные институты, физические лица. На внешнем рынке инвесторами государства выступают иностранные правительства, банки, фирмы и физические лица, международные финансовые организации.

Источник: http://stydopedia.ru/2xd1ac.html

Международный рынок государственных долговых обязательств (стр. 1 из 2)

Рынок государственных долговых обязательств имеет разные названия, в их числе: рынок правительственных заимствований, рынок государственных облигаций, рынок государственного или национального долга, рынок правительственных займов или рынок государственных инструментов с фиксированной ставкой.

Государственные долговые инструменты

Периоды заимствования (сроки погашения) государственных займов:

o «Краткосрочные бумаги» (от 3 месяцев до 1 года)

o Рынок краткосрочных займов или облигаций (от 1 года до 5 лет)

o Рынок среднесрочных займов или облигаций (от 5 лет до 15 лет)

o Рынок долгосрочных займов или облигаций (до 30 лет)

o Бессрочные облигации (без конкретной даты погашения)

Виды процентов

Методы, которые правительство использует для выплаты процентов кредиторам:

По этому виду правительство включает все начисляемые на заимствование проценты и выплачивает вместе с основной суммой долга. Соответственно первоначальная сумма, предоставляемая в кредит государству, будет меньше той суммы, которую государство выплачивает в конце срока, Традиционно этот метод применяется практически для всех краткосрочных бумаг, но в последние годы он также стал популярен для более долгосрочных инструментов.

o Купонные платежи

При этом методе государство устанавливает фиксированную годовую процентную ставку (купон), который выплачивается кредиторам либо раз в год, либо раз в полгода. В этом случае та сумма, которую государство заимствует в начале периода, будет равняться той сумме, которую оно выплатит в конце периода. Этот метод используется правительствами для большинства государственных облигаций.

Читайте так же:  Перечень заболеваний отсрочка от армии по здоровью

Поскольку покупательная сила денег в будущем может быть меньше, чем в настоящий момент (поскольку цены, как правило, растут с течением времени — ценовая инфляция, то государства все больше и больше понимают, что для того, чтобы поощрять инвесторов предоставлять свои средства в кредит, они должны сделать свои продукты более привлекательными). Основой для индексации является публикуемая государством статистика инфляции. Инфляционный ценовой индекс будет расти по мере роста цен на основные товары и услуги, и соответственно правительство будет привязывать купонные платежи (проценты) и основную сумму долга (сумма к погашению) к этому индексу, что даст инвесторам стабильный доход от их средств в реальном выражении.

Факторы эмиссии

В процессе заимствования средств заемщик должен продумать, как он будет погашать займ, а кредитор должен учитывать вероятность того, что его средства могут к нему не вернуться. Оба должны, таким образом, решить, какая процентная ставка должна выплачиваться по займу. Совершенно очевидно, что заемщик хочет получить средства по наименьшей возможной ставке, а кредитор хочет предоставить средства в кредит по наивысшей возможной ставке. Для того чтобы обе стороны могли найти ставку, которая лежит где-то посередине, необходимо учесть ряд факторов. Эти факторы могут рассматриваться как другие факторы эмиссии, самым важным из которых является кредитоспособность.

Кредитоспособность — это термин, который используется для определения способности заемщика ответить по своим финансовым обязательствам. В принципе это рейтинг способности погасить заем, и погасить в той же форме, что и первоначальное заимствование. Считается, что правительства будут существовать всегда, хотя люди, которые входят в состав правительства, будут меняться. Если инвестор считает, что будущее правительство какой-либо страны сможет вернуть долг, то тогда кредитный рейтинг будет высоким (хорошим). Чем выше кредитный рейтинг, тем ниже процентная ставка, которая будет выплачиваться кредитору.

o Стабильность государства

Поскольку правительства являются крупными заемщиками по разным причинам, то наиболее важный фактор кредитоспособности для кредитора – это стабильность государства. Кредитор также будет чувствовать себя более уверенно, если он увидит, что политика государства в области заимствований и планы использования средств характеризуются постоянством и что государство остается верным своим принципам заимствования. Как уже говорилось, чем больше стабильности демонстрирует государство, тем меньший уровень процентных ставок потребуют кредиторы.

o Прогноз инфляции

Если вернуться к покупательной силе валюты по сравнению с тем, какой она будет в будущем, необходимо также обратить внимание на прогноз инфляции в стране. Если цены на товары, дома и т. д. растут быстро, то считается, что инфляция высока. Если же цены растут медленно с течением времени, то тогда считается, что инфляция низкая. Поскольку кредитор знает, что пройдет какое-то время прежде, чем он получит свои деньги назад, то, естественно, он обеспокоен уровнем инфляции. Этот фактор распространяется на все виды заимствований независимо от того, является ли заемщиком государство или предприятие. В принципе, чем меньше уровень инфляции в настоящий момент и по прогнозам, тем меньше будет процентная ставка, требуемая кредитором. Совершенно очевидно, что по этим трем факторам — стабильность государства, способность к погашению, уровень инфляции — чем хуже ситуация, тем скорее это приведет к тому, что кредитор затребует более высокую процентную ставку, под которую он предоставит кредит, если он вообще на это пойдет.

Основные участники

Основные заемщики и поставщики капитала , которые связаны с долговыми ценными бумагами:

o Первичные дилеры

o Другие дилеры и агенты (биржи, регулирующие органы и др.)

o Инвесторы, вкладывающие деньги в облигации

o Пенсионные фонды

o Страховые компании

o Прочие консультанты

Международные рынки государственных облигаций

Соединенные Штаты Америки

В США находится самый крупный в мире рынок государственных облигаций. Он состоит из трех частей: краткосрочная секция рынка (казначейские векселя), среднесрочная секция рынка (казначейские ноты), долгосрочная секция рынка (казначейские облигации).

Структура торговли на этом рынке основывается на: дилерах-брокерах, выполняющих двойную функцию (т.е. при проведении операций они могут выступать в качестве агентов и принципалов) и междилерских брокерах (которые представляют собой агентов, не имеющих права работать с клиентами, но которые выступают в качестве связующего звена для уравнивания ликвидности между основными трейдерами).

Ценные бумаги выпускаются через аукцион, и трейдеры первичного рынка предоставляют заявки на номинальную сумму ценных бумаг, которую они хотели бы купить либо для себя, либо для своих клиентов.

Сделки заключаются по телефону и через электронные торговые системы. Расчеты проводятся либо в тот же день, либо на следующий день через Федеральный резервный банк. Денежные суммы вносятся на счет в одном из федеральных банков, а передача прав собственности осуществляется через систему бухгалтерских проводок. Эта система называется системой «телеграфных переводов».

Великобритания

Британский рынок государственных облигаций также достаточно большой и тоже состоит из трех секций. Система аналогична американскому рынку за исключением того, что краткосрочную секцию составляют облигации со сроком погашения вплоть до пяти лет, среднесрочную — со сроками до пятнадцати лет, а долгосрочную — ценные бумаги со сроком погашения больше пятнадцати лет (вплоть до тридцати лет, а также существуют бессрочные облигации).

Большая часть сделок заключается по телефону и через электронные торговые системы с использованием маркет-мейкеров, которые называются GEMM (маркет-мейкеры по золотообрезным облигациям). GEMM должен получить разрешение от Банка Англии на проведение операций, и они представляют собой подразделения с собственным капиталом и должны действовать самостоятельно по отношению к подразделениям той же самой компании, которые работают с другими ценными бумагами. Как и в США, междилерские брокеры предоставляют анонимные посреднические услуги.

Облигации выпускаются так же, как и в США, через аукцион (с 1987 года), в ходе которого GEMM подают заявки в Банк Англии.

Читайте так же:  Период погашения кредиторской задолженности дней

При расчетах Банк Англии использует систему электронных поставок и платежную систему, которая называется Центральным управлением золотообрезных облигаций, и на практике требуется, чтобы денежные средства поступали до того, как будет совершена поставка ценных бумаг.

Япония

Японский рынок государственных облигаций так же, как и британский, использует разные названия для выпусков облигаций. Среди наименований выпусков можно встретить строительные облигации, займы для финансирования дефицита бюджета или для рефинансирования, но опять-таки в настоящий момент названия не играют никакой роли, так как все японские государственные облигации (JGB) имеют одинаковый ранг. Исторически Япония выпускала только облигации со сроком погашения десять лет и называла эти облигации долгосрочными. Недавно они начали выпускать облигации со сроком погашения двадцать лет и больше и называют их «супердолгосрочными».

Обычно в Японии государственные облигации выпускаются как на предъявителя, так и именные, но каждая из этих облигаций может быть конвертирована в любом направлении в течение двух дней.

Облигации выпускаются с использованием комбинированной системы. На 60% каждого выпуска подписывается консорциум банков, институциональные инвесторы и компании, занимающиеся ценными бумагами. Оставшаяся часть выносится на аукцион для широких масс.

Расчеты по японским государственным облигациям проводятся на четвертый день на каждодневной основе.

Германия

В дополнение к государственным выпускам в Германии существуют два квазиправительственных выпуска, которые осуществляются почтовым («Постс») и железнодорожным ведомствами («Банз») Германии. Большая часть государственного долга приходится на облигации ФРГ, Бундсы, (которые имеют срок погашения 10 лет и больше), и недавно стали выпускаться «объединенные» облигации. Правительство также выпускает среднесрочные облигации BOBL (которые выпускаются со сроком пять лет), которые первоначально были доступны только для внутренних инвесторов, а с 1989 года стали продаваться и иностранным покупателям; облигации SCHATZ всегда были доступны для всех видов инвесторов.

Источник: http://mirznanii.com/a/157366/mezhdunarodnyy-rynok-gosudarstvennykh-dolgovykh-obyazatelstv

Международный рынок долговых обязательств

ТЕМА 44. МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

К основным компонентам (сегментам) мирового финансового рынка относят:

— рынок долговых обязательств,

— рынок титулов (прав) собственности,

— рынок производных финансовых инструментов (деривативов)

Международный финансовый рынок (МФР) – это система рыночных отношений, которая обеспечивает аккумуляцию и перераспределение международных финансовых потоков, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности государствами, юридическими и физическими лицами.

Международный рынок долговых обязательств

На международном кредитном рынке обращаются долговые обязательства, которые подтверждают право кредитора на взыскание долга с должника. По методологии Мирового банка, по сроку погашения долговые обязательства бывают долгосрочными (со сроками погашения более одного года), краткосрочными (со сроком погашения до одного года) и кредитами МВФ, которые, хотя и носят краткосрочный характер, не классифицируются по сроку погашения; по типу заемщика — государственными, гарантированными государством и частными; по типу кредитора они делятся на официальный долг и частный долг. Официальные долговые обязательства подразделяются на обязательства перед международными организациями и двусторонние обязательства. Частные долговые обязательства делятся на долг коммерческим банкам, облигации и прочий долг.

Долгосрочные долговые обязательства разделяются на:

1. Государственный долг (public debt) — это:

— долг, который приобретают центральное или местное правительство и автономные правительственные учреждения;

— совокупность прямых обязательств правительства перед остальной экономикой и внешним миром, аккумулированных в результате бюджетных операций в прошлом, которые должны быть покрыты им за счет бюджета в будущем.

Государственный долг возникает в результате получения двусторонних кредитов от других правительств, центральных банков, правительственных учреждений и государственных экспортно-импортных банков. Государственным также считается долг, возникший в результате получения кредитов от международных организаций и региональных банков развития.

2. Гарантированный государством долг (publicly guranteed debt) — долг частных предприятий, платежи по которому гарантируются государством.

3. Частный негарантированный долг (private nonguranteed debt) — долг частных предприятий, платежи по которому не гарантируются государством. Частный долг возникает преимущественно в результате получения предприятиями банковских кредитов, размещения ими корпоративных облигаций на финансовом рынке и получения других кредитов.

Краткосрочный долг не разделяется на государственный и частный. В числе прочих сегментов мирового кредитного долга, которые обычно показываются отдельно в статистике, — уровень концессионного долга, в котором кредиты, полученные под процент более низкий, чем рыночный, составляют более 25%; относительный размер кредитов, полученных под плавающий процент; объем задолженности государственного и частного сектора.

В целом долговые источники международного финансирования делятся на:

Ноты и коммерческие бумаги (notes and commercial paper, CP) — средне-и краткосрочные негарантированные расписки на предъявителя, выпущенные на свободный рынок со скидкой от объявленной стоимости. Расписки используются небольшими фирмами как субститут банковских займов. Такие расписки выпускаются относительно небольшим числом фирм.

Банковские займы (bank loans) — займы, выдаваемые банками частному бизнесу как внешний источник финансирования. Если заем выдается компании группой банков, то он называется синдикатным займом (syndicated loan). Чтобы распределить риск, большая часть займов выдается на мировом рынке в синдикативном виде. Процентная ставка по синдикатным кредитам устанавливается плавающей в привязке к какому-либо международному агрегату, такому как, например, ЛИБОР или процентная ставка по государственным облигациям американского казначейства с таким же сроком погашения.

Облигации (bonds) — способ заемного корпоративного и межгосударственного финансирования путем продажи ценных бумаг со средним сроком погашения 3-10 лет, выпускаемых под залог корпоративного или личного имущества. Облигации могут либо просто погашаться по наступлению срока платежа, либо конвертироваться в долг или акции компании. Облигации бывают купонными (coupon bonds) и бескупонными (zero-coupon bonds).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9602 — | 7387 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/18_13131_mezhdunarodniy-rinok-dolgovih-obyazatelstv.html

Рынок государственных долговых обязательств
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here