Привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего

Важные информационные данные на тему: "Привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего" с описанием сопутствующих проблем и способов их решения. За индивидуальными консультациями всегда можно обратиться к дежурному специалисту.

Какой срок давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности?

Сколько составляет срок давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, в течение какого времени (срока) военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности?

Согласно ст. 49 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

Также согласно п. 8 ст. 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

Таким образом, срок давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности составляет 1 (один) годсо дня совершения дисциплинарного проступка.

© 2016 Юридическая компания «СТРАТЕГИЯ» © Аll rights reserved (Все права защищены). Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя (ст. 1229 ГК РФ) запрещено!

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber) (9:00-19:00 рабочие дни время московское)

Задать вопрос военному юристу E-mail:[email protected]

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Армавире

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место». Такую награду получают организации, е сли пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

Источник: http://voensud-mo.ru/doc/question/limitation%20of%20liability

Статья 28.2. Основания привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 28.2, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 28.2 . Основания привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28.2 настоящего Федерального закона

1. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

2. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.

3. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

4. Дисциплинарный проступок признается совершенным умышленно, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал наступления этих последствий либо не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.

5. Дисциплинарный проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

6. Вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

7. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 3 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

8. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка, по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, за исключением случаев, когда федеральными законами установлены иные сроки давности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

9. Привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было назначено, а также от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершения противоправного действия (бездействия). Возмещение вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

Читайте так же:  Обязанности альтернативной гражданской службы

10. При привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.

Источник: http://base.garant.ru/178792/34cf1a95f263311c1d1e79d6d700631d/

Дисциплинарная ответственность в ВС РФ

Понятие дисциплинарной ответственности (ДО) военнослужащих и порядок привлечения к ней подробно регламентированы Дисциплинарным Уставом ВС РФ (ДУ ВС). В рамках общеправовой концепции дисциплинарная ответственность наступает в виде взысканий для служащих по контракту, призывников и участников воинских сборов за совершенные дисциплинарные правонарушения. Объявлять о наказании имеют право командиры (каждый в рамках своих полномочий), а военнослужащие, получившие такие наказания, могут обжаловать противоправные решения.

Виды дисциплинарных взысканий

Виды наказаний, полномочия должностных лиц по наложению, категории граждан, на которых могут накладываться определенные виды взысканий, все эти базовые положения содержатся в гл.4 Дисциплинарного Устава.

Привлекать служащих к ДО за рядовые проступки (не грубые) имеют право их командиры (непосредственные или старшие), а также начальники подразделений, в зоне ответственности которых они были совершены.

Так, например, если служащий допустил ДП во время пребывания в командировке, и этот факт зафиксирован сотрудниками военной полиции, то только начальник данного подразделения может наложить наказание на нарушителя.

Грубые дисциплинарные проступки (ГДП) рассматриваются военными судами. Процессуальный порядок рассмотрения таких дел определен ФЗ-199 «О судопроизводстве» по ГДП.

Перечень грубых дисциплинарных проступков военнослужащих закреплен в приложении №7 к ДУ ВС. Вот некоторые из них:

Виды возможных к применению дисциплинарных взысканий (ДВ) за обычные ДП зависят от того, в какой должности, и в каком звании находился нарушитель на момент совершения деяния.

Так, к служащим неофицерского состава могут применяться следующие ДВ:

  • выговор или строгий выговор;
  • увольнение по НУК;
  • неполное служебное соответствие;
  • снижение в должности и/или звании;
  • лишение увольнительной;
  • арест.

К срочникам в армии не применяются такие наказания, как увольнение по НУК и служебное несоответствие, контрактников не лишают увольнения.

Арест наносится лишь в случае наказания за ГДП. Только суд может применять данное дисциплинарное взыскание.

На младших офицеров могут быть наложены вышеперечисленные ДВ, кроме лишения увольнительной, снижения в воинском звании и ареста. Высших офицеров, помимо перечисленного, также не могут увольнять со службы в связи с НУК.

ДВ для граждан, участвующих в военных сборах — отчисление с них.

За одно правонарушение нельзя накладывать несколько видов ДВ. Так, например, за опоздание на службу запрещено одновременно применять следующие меры: выговор и лишение увольнительной. Наказание должно быть только одно: либо выговор, либо лишение увольнительной.

Военнослужащий, который имеет ДВ, считается таким в течение всего следующего года с момента наложения. За это временя единственное поощрение, которое ему положено — досрочное снятие ДВ.

Если у служащего есть ДВ, то ему не положены поощрения по службе, премии, а также не может быть присвоено следующее звание. Строгому выговору сопутствует лишение очередного чина и премий на период действия указанного выговора.

Основания для привлечения к ДО

Основанием для наложения ДВ является противоправное и виновное нарушение дисциплины в том случае, если в установленных действиях нет состава уголовного преступления или административного проступка.

Подробнее об административной ответственности можно прочитать в этой статье.

Факт таких противоправных деяний при не грубых нарушениях устанавливается и проверяется в процессе официального разбирательства. Противоправное грубое нарушение дисциплины оформляется соответствующим протоколом о ГДП.

Разбирательство по мелким нарушениям обычно проводится в устной форме, и только если старший командир потребовал от непосредственного начальника нарушителя предоставить материалы в письменном виде. Данное требование командования должно быть выполнено.

Срок разбирательства и составления протокола — 10 дней со времени, когда ответственное лицо узнало или должно было узнать о совершении ДП. Так, например, срок разбирательства за неисполнение приказа — 10 дней с того момента, как распоряжение должно быть выполнено военнослужащим.

При этом действия и решения командира не обсуждаются, исходя из армейского принципа единоначалия. Если военный считает, что начальник отдал ему незаконный приказ, то армеец должен его выполнить, после чего он имеет право обратиться в прокуратуру с соответствующей жалобой.

В ходе разбирательства должны быть установлены следующие обстоятельства:

  • когда, где и как был совершен проступок;
  • данные нарушителя;
  • наличие вины и ее форма (умысел или неосторожность);
  • характеризующие материалы на нарушителя;
  • наличие исключающих и смягчающих условий;
  • характер последствий;
  • другие важные факторы.

В том случае, если нарушение совершено за пределами части, но при исполнении своих служебных полномочий, разбирательство проводят должностные лица военной полиции или тех воинских подразделений, в зоне ответственности которых было совершено правонарушение.

Освобождение от ДО

Обстоятельства, исключающие ДО, перечислены в ст.28.3 ФЗ ОСВС. В соответствии с этой нормой нельзя наказывать контрактников, призывников и участников военных сборов в случаях, когда, хоть формально и есть факт нарушения, но виновник действовал:

  • в состоянии крайней необходимости или нужной обороны;
  • при задержании лица, совершившего преступление;
  • во время нахождения в плену или заложниках (под действием физического принуждения) и так далее.

Также не допускается привлечение к ДО:

  • если в действиях подозреваемого отсутствует само событие ДП;
  • после того, как закончился период привлечения к ДО (по сроку давности).

Кроме обстоятельств, запрещающих привлекать служащих к ДО, есть и положения, которые необходимо учитывать в ходе разбирательства и при определении меры ответственности. Так, важным считается, если:

  • нарушение совершено в самом начале службы, когда военнослужащий еще недостаточно усвоил надлежащие уставные правила;
  • причина действий предполагаемого нарушителя — болезнь;
  • нарушение не повлекло негативных последствий.

Эти факторы могут стать решающими при определении наличия и степени вины армейца в ДП.

Также важным обстоятельством освобождения от ДО является окончание положенного срока. Общий срок привлечения нарушителя к дисциплинарной ответственности — 1 календарный год со дня совершения ДП. В тех случаях, когда о проступке стало известно только через несколько лет, привлекать за него к ДО запрещено.

Процедура привлечения к ДО

Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности регламентирован гл.4 ДУ ВС. В соответствии с этой нормой при выявлении нарушений командование должно действовать следующим образом:

  • в установленном ст.28.7 ФЗ ОСВС порядке применить меры обеспечения производства по делу о ДП;
  • провести в указанный срок разбирательство (по обычным нарушениям в письменном или устном виде, по ГДП — обязательно письменно);
  • по результатам разбирательства командир накладывает на нарушителя ДВ в пределах своих полномочий, если наказание, предусмотренное за данный проступок, выходит за рамки компетенции непосредственного командира, то последний должен доложить в течение 10-ти дней вышестоящему командиру о его совершении;
  • виновника ознакомляют с принятым решением, и заносят сведения о взыскании в служебную карточку.
Читайте так же:  Заставляют менять зарплатную карту

Порядок ознакомления с решением о наложении ДВ зависит от его вида. Так, выговор и строгий выговор объявляются либо лично перед строем (для солдат, матросов, старшин), либо на совещаниях офицеров соответствующего уровня.

Снижение в звании/должности, досрочное увольнение по НУК, неполное служебное соответствие оформляются Приказом.

Обжалование взыскания

Военнослужащий имеет право оспорить решение о привлечении его к ДО в течение 10-ти дней с момента ознакомления с данным решением. Если ознакомления как такового не было, то это само по себе является нарушением процедуры наложения ДВ и, соответственно, служащий имеет право обжаловать такие действия командования в срок до 10-ти дней с того момента, как ему стало известно о нарушении его прав.

Жалобу на незаконное привлечение к ДО подают начальнику того командира, который допустил принятие незаконного решения, в военсуд либо в военную прокуратуру.

Если после ознакомления с материалом у вас появились вопросы или комментарии, оставьте их в соответствующем блоке.

Источник: http://nagrazhdanke.ru/sluzhba-v-vs/distsiplinarnaya-otvetstvennost/

Статья 28.2. Основания привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности

1. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

2. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.

3. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

4. Дисциплинарный проступок признается совершенным умышленно, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал наступления этих последствий либо не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.

5. Дисциплинарный проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

6. Вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

7. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.

8. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

9. Привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было назначено, а также от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершения противоправного действия (бездействия). Возмещение вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

10. При привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 131 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/9_78448_statya—osnovaniya-privlecheniya-voennosluzhashchego-k-distsiplinarnoy-otvetstvennosti.html

Привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего

В статье 28.3 ФЗ «О статусе военнослужащих» определен ряд обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего, при наличии в его действиях всех признаков дисциплинарного проступка. Вместе с тем указанные обстоятельства не исключают противоправности самого деяния. Перечень представленных обстоятельств является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Видео (кликните для воспроизведения).

п. 1, ч. 1, ст. 28.3 ФЗ «О статусе военнослужащих». Не является дисциплинарным проступком действие (бездействие), совершенное во исполнение обязательного для военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, приказа или распоряжения командира.

Воинская дисциплина требует от подчиненных исполнения обязательных для них приказов и распоряжений командира (начальника). Поэтому закон устанавливает как общее правило, что причинение вреда охраняемым законом интересам, как следствие исполнения лицом обязательных для него приказа или распоряжения, не может влечь для него ответственность за это деяние. Ответственности подлежит лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.

Приказ и распоряжение будут обязательными для исполнения, если они:

1) отданы надлежащим лицом своему подчиненному;

2) в пределах полномочий этого лица;

3) надлежащим образом оформлены;

4) не являются заведомо незаконными.

Необходимо к тому же отметить, что неисполнение подчиненным военнослужащим приказа начальника, отданного в установленном законом порядке, рассматривается как преступление против военной службы. Поэтому исполнение подчиненным приказа или распоряжения, незаконность которых не была ему очевидна, не может влечь ответственность для этого лица за само деяние и вред, причиненный правоохраняемым интересам во исполнение такого приказа или распоряжения.

Читайте так же:  Повестка в военкомат мобилизационное предписание

П. 2, ч. 1, ст. 28.3 ФЗ «О статусе военнослужащих». Не является дисциплинарным проступком действие (бездействие), совершенное в состоянии необходимой обороны.

Возможность защищаться от опасных посягательств одно из важнейших прав гражданина, регламентируемых Конституцией РФ. Ст.45 Конституции РФ провозглашает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Сущность необходимой обороны состоит в осуществлении лицом своего права на защиту от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему. Поскольку интересы посягающего также охраняются законом, возникает потребность в установлении обстоятельств, при которых причинение ему вреда является допустимым. Совокупность обстоятельств, которые, с одной стороны, позволяют гражданам осуществить свое право на защиту от общественно опасных посягательств, а с другой — обозначить пределы такой защиты с тем, чтобы избежать причинение посягающему излишнего вреда, образуют институт необходимой обороны. Речь идет об использовании сил и средств, необходимых для защиты от посягательств. Причем необходимость означает, что в процессе обороны должны использоваться силы и средства, в объеме достаточном для защиты, и не должен причиняться вред больший, чем это необходимо для защиты.

П. 3, ч. 1, ст. 28.3 ФЗ «О статусе военнослужащих». Не является дисциплинарным проступком действие (бездействие), совершенное при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений.

В ряде нормативных актов говорится о праве задерживать лиц, которые подозреваются в совершении преступления или уклоняются от исполнения наказания. В ходе задержания возможно применение физической силы, специальных средств и оружия, что может причинить вред задерживаемому лицу. Правомерное причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, должно отвечать следующим требованиям:

Задержание проводится только лиц, совершивших преступление;

Задержание лица осуществляется для доставления его органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений;

Вред лицу, совершившему преступление, причиняется вынужденно, когда иными средствами задержать его невозможно;

При причинении вреда не допущено превышение необходимых для этого мер.

П. 4, ч. 1, ст. 28.3 ФЗ «О статусе военнослужащих». Не является дисциплинарным проступком действие (бездействие), совершенное в состоянии крайней необходимости.

В отличие от необходимой обороны, когда вред причиняется лицу, совершающему общественно опасное посягательство, при крайней необходимости вред наносится охраняемым законом интересам (здоровью и правам других лиц, в том числе имущественным правам, общественному порядку, интересам службы, порядку управления, экологической безопасности и т.д.). Причинение вреда при крайней необходимости допускается для устранения создаваемой разнообразными источниками, а не только общественно опасным посягательством, реальной опасности, грозящей личности и правам оказавшегося в таком состоянии лица или иных лиц, интересам общества или государства. Вероятная, возможная опасность не создает состояния крайней необходимости. Обязательное условие, оправдывающее причинение вреда в силу крайней необходимости, состоит в том, что грозившая опасность не могла быть устранена иными средствами, кроме как причинением вреда другим правоохраняемым интересам.

П. 5, ч. 1, ст. 28.3 ФЗ «О статусе военнослужащих». Не является дисциплинарным проступком действие (бездействие), совершенное при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

В русском языке слово «риск» имеет два значения: возможная опасность и действие наудачу в надежде на счастливый исход.

Особенно сложно определить условие достаточности предпринятых мер для предотвращения вреда, поскольку вред все же наступил, следовательно, меры, предпринятые для его предотвращения, были объективно недостаточными. «Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия».

П. 6, ч. 1, ст. 28.3 ФЗ «О статусе военнослужащих». Не является дисциплинарным проступком действие (бездействие), совершенное в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не мог руководить своими действиями (бездействием).

Если имело место физическое принуждение в виде непреодолимой силы, вследствие которого лицо, причинившее вред охраняемым законом интересам, не могло руководить своими действиями (бездействием), тогда отсутствует деяние (действие или бездействие) в правовом смысле как элемент объективной стороны состава соответствующего правонарушения, поскольку таковым признается лишь волевое поведение человека, когда последний свободен принимать решения. Физическое принуждение к причинению вреда охраняемым законом интересам, при котором лицо сохраняло возможность руководить своими действиями, а равно психическое принуждение, т.е. угроза причинить какой-либо вред, исключают преступность деяния, совершенного лицом вследствие такого принуждения, если оно создавало состояние крайней необходимости.

В части 2 статьи 28.3 ФЗ «О статусе военнослужащих» содержится перечень оснований, освобождающих военнослужащего от дисциплинарной ответственности. М.И. Петров, в комментарии к указанному закону, разделяет их на две группы:

Реабилитирующие. Те, с которыми не допускается привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности в связи с отсутствием самого факта совершения дисциплинарного проступка — отсутствие события дисциплинарного проступка и декриминализация деяния — отмена или признание утратившим силу федерального закона либо его положения, предусматривающего дисциплинарную ответственность военнослужащего, либо положения федерального закона или иного нормативного правового акта РФ, которое военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, было нарушено.

Нереабилитирующие. Освобождающими военнослужащего от дисциплинарной ответственности. Такие основания можно разделить на две группы:

освобождающие от дисциплинарной ответственности в силу изменений в субъектном составе деликтного правоотношения (хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие или иное болезненное состояние психики военнослужащего; исключение его из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы);

истечение установленных сроков давности привлечения к ответственности либо привлечение виновного к установленной законом ответственности ранее.

Источник: http://studbooks.net/1068618/pravo/obstoyatelstva_isklyuchayuschie_distsiplinarnuyu_otvetstvennost_voennosluzhaschego

Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности

ГлаваI.Общие понятия дисциплины и дисциплинарной ответственности

1.1 Понятие дисциплины и дисциплинарной ответственности

Читайте так же:  Образец заявления на развод и алименты

1.2 Место дисциплинарной ответственности в общей системе ответственности, особенности её применения

Глава II. Порядок и основания привлечения к дисциплинарной ответственности и полномочия различного рода начальников

2.1 Порядок и основания привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности

2.2 Полномочия различного рода начальников при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности

Список литературы и нормативно- правовых актов

Важнейшим элементом любой упорядоченной системы в административном управлении является дисциплина, которая представляет собой строгое и четкое выполнение предписанных законом норм. В обострившейся международной политической ситуации, и кризисе российской армии для меня, как для военнослужащего, особую актуальность приобретает рассмотрение вопросов связанных с дисциплиной, а именно с порядком привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Целью работы ставлю рассмотреть порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, полномочия различного рода командиров при этом, основания привлечения. Объектом являются общественные отношения, возникающие между подчиненным и командиром во время исполнения служебных обязанностей. Предметом являются такие понятия как дисциплина, дисциплинарная ответственность и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

Для достижения поставленной цели считаю необходимым решить следующие задачи:

1. Дать понятие дисциплина и дисциплинарная ответственность

2. Определить место дисциплинарной ответственности в отличии от других видов ответственности

3. Показать порядок и основания привлечения к дисциплинарной ответственности

4. Выделить полномочия различного рода начальников при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

Глава I.Общие понятия дисциплины и дисциплинарной ответственности

1.1 Понятие дисциплины и дисциплинарной ответственности

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и ДУ ВС РФ.

Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за вышеуказанные нарушения (воинские дисциплинарные проступки)[1].

Что же такое воинская дисциплина и общественный порядок?

Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению[2].

Сущность воинской дисциплины сформулирована в ст. 1 ДУ ВС РФ: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)».

В указанной статье предельно кратко определено, каким должно быть поведение военнослужащего в дни мирной учебы и при ведении боевых действий. Однако отсутствует ясность таких понятий, как «строгость», «точность», «порядок» и «правила», за несоблюдение которых военнослужащего можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

«Строгость», по мнению Д.Н. Ушакова, означает быть очень требовательным, взыскательным, требующим точного исполнения чего-нибудь, не допускающим снисхождения, попустительства[3]. В свою очередь, по мнению автора, «строгое соблюдение» военнослужащим соответствующих порядка и правил предполагает неуклонное исполнение им своих обязанностей исключительно в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним законами, приказами командиров (начальников). Так, например, со всеми категориями военнослужащих, задержанных за невыполнение воинского приветствия и нарушения правил ношения военной формы одежды, военный комендант гарнизона в соответствии со ст. 25 УГ и КС ВС РФ обязан организовывать занятия по строевой подготовке и изучению уставов.

«Точность», по мнению Д.Н. Ушакова, означает быть истинным, действительным, таким, как на самом деле, всецело совпадающим с образцом, совершенно верным[4]. По смыслу приведенного определения под «точным соблюдением» военнослужащим соответствующих порядка и правил следует понимать тщательное выполнение им задач согласно их формулировке (постановке) или приведенным образцом. Так, например, военнослужащий, получивший приказ о выполнении боевой задачи, в соответствии со ст. 40 УВС ВС РФ обязан выполнить его беспрекословно. Но для того чтобы приказ был точно выполнен, необходимо его точно отдать. Для этого командир (начальник) обязан его сформулировать ясно, чтобы он не допускал двоякого толкования и не вызывал сомнения у подчиненного.

«Порядок» — состояние благоустройства и налаженности, правильность в расположении чего-нибудь, путь в осуществлении чего-нибудь[5]. Соблюдение определенного «порядка» военнослужащими означает, систематичность и последовательность, а также способ и метод выполняемых ими действий. В качестве примера можно привести порядок действий начальника караула при вызове караула «в ружье» или порядок действий командира (начальника) при проведении занятий по строевой подготовке.

Определение «правил» не столь однозначно, как определения выше рассмотренных понятий. Под «правилами» понимаются предложения, выражающие при определенных условиях разрешение или требование совершить некоторый поступок или воздержаться от совершения некоторого поступка[6]. Одновременно с этим «правила» рассматриваются и как форма нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности[7]. По мнению автора, последнее определение в наибольшей степени отражает сущность «правил», соблюдаемых военнослужащими. В качестве примера можно привести правила внутреннего распорядка, правила воинского приветствия, правила движения строя, правила ношения военной формы одежды, которые изложены в нормативных правовых актах (соответственно в УВС ВС РФ, СУ ВС РФ).

Так, если нечестность военнослужащего проявилась вне сферы военно-служебных отношений и выразилась, допустим, в обмане родителей, девушки, товарища, то проступок такого военнослужащего аморален и может быть предметом обсуждения на собрании личного состава, но он не может служить основанием для применения к виновному мер дисциплинарного воздействия. Однако на практике нередко за такого рода проступки виновных привлекают именно к дисциплинарной ответственности.

Законность не только предъявляет к военнослужащим требования военно-служебного характера, но и обязывает их соблюдать нормы жилищного, семейного законодательства и т.д. Таким образом, не всякое нарушение воинской дисциплины следует рассматривать одновременно как нарушение законности. В то же время не каждое нарушение военнослужащими требований законности является нарушением требований воинской дисциплины, несмотря на то, что и те и другие в конкретных случаях могут совпадать, но в целом их отождествлять не следует (как это нередко делается на практике)[8].

На основании вышеизложенного следует признать неправомерным привлечение военнослужащих к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими норм, регулирующих общественные отношения, не относящихся к военно-служебным (например, за ненадлежащее воспитание детей, употребление алкоголя во внеслужебное время, невнесение платы за проживание или коммунальные услуги, нарушение правил дорожного движения на личном транспортном средстве и т.п.)[9].

Читайте так же:  Взыскание алиментов в твердой денежной форме

Таким образом, в определении воинской дисциплины, приведенном в ст. 1 ДУ ВС РФ, под «законами» следует понимать не все законы нашего государства, а лишь те, которыми регулируются общественные отношения военно-служебного характера. Данный вывод подтверждается утверждениями Н.И. Кузнецова, который справедливо отметил неопределенность круга общественных отношений, подвергающихся воздействию воинской дисциплины согласно УВС РФ. Однако, продолжает автор, это не значит, что в данном случае речь идет о соблюдении порядка и правил, установленных любыми законами в нашем государстве. Этот порядок отражает, прежде всего, специфику военной организации, затрагивает отношения между военнослужащими, определяется задачами и требованиями военной службы. Порядок и правила, образующие воинскую дисциплину, относятся главным образом к «внутреннему строю» военного организма[10].

Источник: http://mirznanii.com/a/30422/poryadok-privlecheniya-voennosluzhashchikh-k-distsiplinarnoy-otvetstvennosti

Мысли юристов вслух

О привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности и злоупотреблениях командования

О привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности и злоупотреблениях командования

Нужно ли обжаловать дисциплинарные взыскания

Очень часто командиры всех степеней злоупотребляют дисциплинарной практикой и привлекают военнослужащих к дисциплинарной ответственности по любому поводу. Делается это умышленно, в том числе с целью сделать подчиненных более податливыми, послушными, иногда угодливыми. А если, к примеру, офицер решил отстоять свою позицию или постоять за себя, то не снятые взыскания дают возможность наказать строптивого военнослужащего материально.
[spoiler]

Что можно потерять при наличии дисциплинарных взысканий:
Единовременное денежное вознаграждение;
Премию за образцовое выполнение воинского долга, которая выплачивается ежеквартально;
Дополнительное материальное стимулирование, также выплачиваемое ежеквартально.

Кроме денежных выплат не нужно забывать, что наличие двух и более взысканий дает право командиру уволить такого военнослужащего с военной службы или понизить его в должности. Встречаются случаи, к примеру, в воинской части 61423 г. Екатеринбург, когда и одного, относительно законного «выговора», бывает достаточно для избавления от военнослужащего.

Учитывая, что взыскания налагаются на служивых людей командирами не всегда обоснованно и с соблюдением установленного порядка, то потери десяток и сотней тысяч рублей бывает очень неприятным фактом.

Тогда и возникает вопрос об обжаловании ранее изданных приказов о привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Здесь очень важно помнить, что обжалование неправомерных действий командиров войсковых частей возможно только в 3-х месячный срок. По прошествии этого времени признать взыскания не законными может и не получиться, и деньги в связи с этим не вернуться.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регламентирован ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и Дисциплинарным уставом Вооруженных сил РФ. Данные нормативные акты являются обязательными к исполнению для всех должностных лиц воинских частей и соединений.

Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство с целью установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка. Привлекаемый к дисциплинарной ответственности военнослужащий имеет право давать объяснения, представлять доказательства своей невиновности. Дисциплинарная ответственность возможна только за противоправное и виновное действие (бездействие) военнослужащего, и лишь в случае установления его вины. Характер дисциплинарного проступка должен учитываться при назначении дисциплинарного взыскания, как обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, смягчающие или отягчающие дисциплинарную ответственность обстоятельства.

При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка командир, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, может освободить совершившего проступок военнослужащего от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 2 ст. 28.8 ФЗ «О статусе военнослужащих» разбирательство не начинается, а начатое разбирательство прекращается только в случае, если установлено хотя бы одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего.

Увы, далеко не все командиры считают необходимым соблюдать и закон, и права военнослужащих. В той же войсковой части 61423, к примеру, о наложенных взысканиях военнослужащий может узнать спустя 3 (три) месяца, после издания соответствующего приказа, или после ознакомления с приказом об увольнении, а о привлечении к материальной ответственности — в кассе или у банкомата при получении денежного довольствия. Привлекать к ответственности без разбирательства, выяснения причин и виновности — стало нормой! Беззаконие давно вошло в армейские ряды и нацелено на удовлетворение властных амбиций командира.

Неблагоприятные последствия «предупреждения о неполном служебном соответствии»

Наличие у военнослужащего неснятого дисциплинарного взыскания — предупреждения о неполном служебном соответствии (НСС) – может, кроме финансовых потерь, иметь последствия в виде понижения в должности этого военнослужащего, либо представления его к досрочному увольнению с Вооруженных сил. Причем командир воинской части, при систематическом нарушении военнослужащим должностных или специальных обязанностей, может осуществить свои намерения не только во время действия взыскания, но и по истечению года.

Так, согласно статьи 96 Дисциплинарного устава ВС РФ, непосредственный командир (начальник) привлеченного к ответственности военнослужащего, в 30-дневный срок по окончанию года с момента наложения взыскания должен либо ходатайствовать о снятии «неполного служебного несоответствия», либо представлять его к снижению в должности или увольнению в запас.

Если о военнослужащем, имеющем не снятое НСС забыли, то в интересах самого военнослужащего проявить инициативу о снятии взыскания, поскольку дисциплинарный устав не предусматривает погашение его за истечением определенного отрезка времени.

И еще важно помнить, что такой вид взыскания, как предупреждение военнослужащего о неполном служебном соответствии может применяться за время нахождения военнослужащего в определенной должности только один раз.

Если выговор объявили устно

Привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего в виде выговора или строгого выговора, объявленного устно, Уставом вооруженных сил не предусмотрено. Но это не мешает командиру (начальнику) высказать подчиненному замечание или порицание, покритиковать за нетактичное поведение, упущение по служебной деятельности и т.п., что в соответствии со ст. 52 ДУ ВС РФ дисциплинарными взысканиями не являются. Подобные высказывания в адрес военнослужащего в служебную карточку не заносятся и не являются основанием для лишения премиальных выплат.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://jurzon.ru/blogs/amorozov/o-privlechenii-voennosluzhashchikh-k-distsiplinarnoy-otvetstvennosti-i.php

Привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here