Предельная величина процентов по долговым обязательствам

Важные информационные данные на тему: "Предельная величина процентов по долговым обязательствам" с описанием сопутствующих проблем и способов их решения. За индивидуальными консультациями всегда можно обратиться к дежурному специалисту.

С 01.01.2015 не нужно нормировать проценты по долговым обязательствам

С 1 января 2015 г. Федеральный закон от 28.12.2013 № 420-ФЗ отменяет всеобщее нормирование процентов по долговым обязательствам.

Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ (в ред. с 01.01.2015) внереализационными расходами будут признаваться проценты, исчисленные исходя из фактической ставки по долговому обязательству (кредиту, займу и т.п.). Это означает, что большинство организаций смогут учитывать проценты в уменьшение прибыли в полной сумме, как в бухучете.

В этой связи перестанет возникать и вопрос о нормировании установленных в процентах банковских комиссий и других аналогичных вознаграждений, которые, по сути, не являются процентами за пользование заемными (кредитными) средствами.

Ограничение по размеру будет касаться только процентов по долговым обязательствам, возникающим из контролируемых сделок. Напомним, что в целях НК РФ контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

По контролируемым сделкам, кроме сделок с банками, проценты можно будет учесть исходя из фактической ставки, но с учетом положений раздела V.1 НК РФ о сделках взаимозависимых лиц.

Если стороной контролируемой сделки является банк, то действует особый порядок признания расходов (доходов), установленный п. п. 1.1 и 1.2 ст. 269 НК РФ (в ред. с 01.01.2015).

В заключение отметим, что в 2015 году в прежнем порядке будут учитываться проценты по контролируемой задолженности перед иностранными компаниями. Изменения их не коснулись.

Источник: http://nalog-nalog.ru/nalog_na_pribyl/rashody_nalog_na_pribyl/s_01012015_ne_nuzhno_normirovat_procenty_po_dolgovym_obyazatelstvam/

Предельные» проценты: не ошибись в расчетах

В марте 2009 года организация заключила кредитный договор, по условиям которого банк оставил за собой право на изменение процентной ставки, однако фактически не менял ее. Как в указанном случае определить сумму расходов по процентам в целях налогообложения прибыли? (Организация учитывает доходы и расходы методом начисления. Отчетным периодом для нее являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Предельная величина процентов в налоговом учете определяется в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ – исходя из ставки рефинансирования ЦБР, увеличенной соответствующим образом.)

Как правильно считать проценты по этому кредиту в III квартале текущего года (с учетом того, что с 1 августа предельный размер налоговых процентов изменен – теперь ставка рефинансирования увеличивается не в полтора, а два раза)?

Прежде всего напомним, что проценты по долговым обязательствам в силу пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ относятся к внереализационным расходам с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ. В соответствии с последней фактически начисленные проценты признаются в расходах в размере, не превышающем предельную величину, которая определяется либо из среднего уровня процентов по долговым обязательствам, полученным налогоплательщиком на сопоставимых условиях, либо из ставки рефинансирования ЦБР (как следует из вопроса, именно этот способ и используется организацией при расчете «налоговых» процентов).

Тогда особо стоит обратить внимание на абз. 5 – 7 п. 1 ст. 269 НК РФ, которыми определено: в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, следует использовать при расчете ставку рефинансирования ЦБР, действовавшую на дату привлечения денежных средств; в отношении прочих долговых обязательств – ставку рефинансирования ЦБР, действовавшую на дату признания расходов в виде процентов.

В случае если договор содержит условие об изменении процентной ставки, необходимо применять ставку рефинансирования, действовавшую на дату признания расходов в виде процентов (Письмо Минфина России от 17.03.2009 № 03-03-06/1/154).

Поскольку кредитор (банк) сохранил за собой право на изменение процентной ставки, независимо от того, воспользуется он им реально или нет, при расчете лимита учитываемых процентов нужно использовать учетную ставку ЦБР на дату признания расходов. Такое мнение, в частности, высказано Минфином в Письме от 11.08.2008 № 03‑03‑06/1/453[1].

К сведению: для возможности применения ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей на дату привлечения денежных средств, процентная ставка за пользование кредитом не должна изменяться в течение всего срока действия договора. Поэтому если к первоначальному договору заключено дополнительное соглашение и изменена ставка, то с момента изменения сторонами ставки по кредиту в расчет нужно принимать учетную ставку ЦБР на дату признания расходов в виде процентов. Причем данное правило действует, даже если в дополнительном соглашении стороны договорились в дальнейшем ставку не менять (Письмо Минфина России от 05.02.2008 № 03‑03‑06/1/80).

Теперь поговорим о том, когда (по результатам месяца или квартала) и каким образом следует рассчитывать предел учета процентов в целях налогообложения прибыли.

Итак, в силу абз. 2п. 4 ст. 328 НК РФналогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца.

Пунктом 8 ст. 272 НК РФ определено: по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав расходов на конец соответствующего отчетного периода. (Кстати, таковыми (отчетными периодами) на основании п. 2 ст. 285 НК РФ признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.)

В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

Таким образом, в рассматриваемом случае (налогоплательщик отчитывается за I квартал, полугодие, девять месяцев) ежемесячно надо определять сумму фактически начисленных процентов, которые подлежат уплате за этот месяц по условиям договора, а предельный размер процентов рассчитывать по окончании каждого отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев)[2]. Данное мнение подтверждено Письмом Минфина России от 21.05.2009 № 03‑03‑05/91 (доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 10.06.2009 № ШС-17-3/[email protected]).

Еще один момент. Доходы и расходы в налоговом учете определяются нарастающим итогом. И в пункте 3 ст. 318 НК РФ указано, что база для исчисления предельной суммы расходов также определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (в расчете, как было отмечено, используется ставка рефинансирования на последнее число отчетного (налогового) периода). Поэтому, если учетная ставка изменилась (что в последнее время не редкость), может возникнуть вопрос о пересчете налоговой базы за весь «наращенный» период. Какой алгоритм здесь надо использовать?

Читайте так же:  Плюсы и минусы досрочного погашения кредита

Разъяснения на этот счет финансовое ведомство дало в Письме от 02.07.2009 № 03‑03‑06/2/129: сначала следует определить сумму признаваемых расходов за I квартал, а во втором отчетном периоде (полугодии) к этой сумме прибавить величину учитываемых процентов за II квартал. При этом (в случае изменения ставки рефинансирования ЦБР во втором отчетном периоде) пересчет расходов в виде процентов за первый отчетный период не производится. (Аналогичным образом поступают далее.) Другими словами, в отношении процентов действует поквартальный принцип определения расходов.

Пример 1.

Компания «Ковчег» взяла (20.03.2009) кредит в банке на сумму 15 000 000 руб. под 20% годовых. По условиям договора банк вправе изменять ставку в периоде кредитования, но фактически ставка не менялась.

Значение ставки рефинансирования, установленной ЦБР, представлено в таблице.

Срок, с которого установлена ставка

Размер ставки рефинансирования
(% годовых)
с 07.08.2009 с 13.07.2009 с 05.06.2009 с 14.05.2009 с 24.04.2009 с 01.12.2008

Сумма процентов за I квартал 2009 года (10 дней марта) составила 82 192 руб. (15 000 000 руб. х 10 дн. / 365 дн. х 20%).

Максимальная сумма процентов, учитываемая в целях налогообложения прибыли, при этом равна 80 137 руб. (15 000 000 руб. х
10 дн. / 365 дн. х 13% х 1,5)[3].

ЗаII квартал 2009 года (91 день) компания перечислила в банк (предположим, что основную сумму долга она не погашала) в качестве процентов 747 945 руб. (15 000 000 руб. х
91 дн. / 365 дн. х 20%).

В налоговых расходах за этот период компания учтет 645 103 руб. (15 000 000 руб. х 91 дн. / 365 дн. х 11,5% х 1,5).

По строке 201 «Расходы в виде процентов по долговым обязательствам» приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль[4] будут отражены следующие суммы:

– за I квартал 2009 года – 80 137 руб.;

– за полугодие 2009 года – 725 240 руб. (80 137 + 645 103).

Перейдем к рассмотрению другого спорного момента. Известно, что с 1 августа 2009 года повышен предельный размер процентов по рублевым займам и кредитам, которые можно учесть в целях налогообложения прибыли, – теперь ставка рефинансирования увеличивается в два раза (ст. 5 Федерального закона от 19.07.2009 № 202‑ФЗ[5]). Нетрудно заметить, что поправки внесены до окончания отчетного периода, поэтому у налогоплательщика и возник вопрос: как рассчитать проценты в III квартале 2009 года?

На наш взгляд, предельные проценты придется поделить – одну часть (так сказать, июльскую) признать в расходах по старым правилам (в соответствии со ставкой рефинансирования, увеличенной в полтора раза); другую часть – по новым правилам.

При этом (обратите внимание) учетная ставка будет одинакова и (как уже было отмечено) будет зависеть от условий договора: расчет предельных процентов производится исходя из размера учетной ставки на конец отчетного периода (30.09.2009), если кредитор оставил за собой право изменять ставку; либо на дату привлечения заемных средств, если кредитный договор такого условия не содержит.

Пример 2.

Воспользуемся условиями предыдущего примера.

В III квартале 2009 года (при условии непогашения основной суммы долга) сумма процентов составит:

– в июле и августе – по 254 795 руб. в месяц (15 000 000 руб. х 31 дн. / 365 дн. х 20%);

– в сентябре – 246 575 руб. (15 000 000 руб. х 30 дн. / 365 дн. х 20%).

В целях налогообложения прибыли компания учтет следующие суммы процентов:

– в июле – 205 428 руб. (15 000 000 руб. х 31 дн. / 365 дн. х 10,75% х 1,5);

– в августе – 254 795 руб. (Расчеты показали, что предельно допустимая сумма «налоговых» процентов равна 273 904 руб. (15 000 000 руб. х 31 дн. / 365 дн. х 10,75% х 2). Значит, фактически начисленные проценты учитываются в расходах в полной сумме.);

– в сентябре – 246 575 руб. (Здесь аналогичная ситуация: поскольку фактически начисленные проценты меньше «налогового» лимита (265 068 руб. (15 000 000 руб. х 30 дн. / 365 дн. х 10,75% х 2)), они уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли в полной сумме.)

[1] Конечно, стоит отметить: в арбитражной практике есть примеры, свидетельствующие о том, что некоторые суды с такой постановкой вопроса не согласны. И, если фактически процентная ставка не менялась, налогоплательщик вправе рассчитать предельную ставку процентов исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей на дату привлечения денежных средств (см., например, Определение ВАС РФ от 19.09.2008 № 16643/07, которым высшие арбитры оставили в силе Постановление ФАС СЗО от 15.05.2008 № А05-6693/2007. Здесь судьи сослались (в том числе) на положения п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика). Понятно, что в условиях, когда ЦБР вновь стал постепенно снижать учетную ставку, компаниям выгодна точка зрения, отраженная в указанном постановлении. Но рассчитывать исключительно на положительное решение судей в данной ситуации не стоит.

[2] Разумеется, если отчетными периодами организации являются месяцы, организация ежемесячно определяет не только сумму фактически начисленных процентов, но и предельную сумму процентов, которую можно учесть в расходах.

[3] Напомним, что предельная величина процентов, признаваемых расходом (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ), принимается равной ставке рефинансирования ЦБР, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и 15% – по долговым обязательствам в иностранной валюте. В период приостановления действия этой нормы Налогового кодекса – с 01.09.2008 по 31.12.2009 (см. п. 22 ст. 2 Федерального закона от 26.11.2008 № 224‑ФЗ) – предельная величина процентов принимается равной ставке ЦБР, увеличенной в 1,5 раза, по долговым обязательствам в рублях, равной 22% – в валюте.

[4] Утверждена Приказом Минфина России от 05.05.2008 № 54н.

[5] См. также статью А. Б. Сухова «Ипотека становится дешевле» в этом номере журнала.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/159070/

Нормирование процентов в налоговом учете: о чем спрашивают бухгалтеры

Во время финансового кризиса растет количество компаний, которые ранее обходились без займов, но теперь вынуждены брать кредиты для пополнения оборотных средств. Соответственно, увеличивается и количество бухгалтеров, впервые столкнувшихся на практике с нормированием процентов при расчете налога на прибыль. В настоящей статье Альбина Исанова, заместитель руководителя департамента консалтинга ЗАО АК «Арт-Аудит», отвечает на наиболее популярные среди клиентов вопросы по нормированию процентов.

Читайте так же:  Удержание алиментов на 2 детей

Общие правила и временное исключение

Проценты, уплачиваемые по кредиту или займу, заемщик имеет право отнести к внереализационным расходам (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Однако для целей налогообложения прибыли расходы в виде процентов нормируются. Поэтому, прежде чем списать сумму процентов, бухгалтер должен проверить, «укладывается» ли эта сумма в норматив.

Порядок расчета норматива предусмотрен статьей 269 Налогового кодекса. Согласно данной статье, относить на расходы начисленную сумму процентов можно при соблюдении одного условия. Размер процентов не должен существенно отклоняться от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях (п. 1 ст. 269 НК РФ).

Но есть и альтернативный вариант расчета норматива. По выбору налогоплательщика (или при отсутствии сопоставимых долговых обязательств) предельная величина признаваемых расходом процентов при «рублевом» кредите равняется ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза. А при займе в валюте лимит составит 15 процентов.

Обратите внимание: действие этой нормы приостановлено до 31 декабря 2009 года. На время приостановления действуют другие — повышенные — показатели: по рублевым займам и кредитам ставка рефинансирования увеличивается в 1,5 раза, а по долговым обязательствам в иностранной валюте повышенный лимит составляет 22 процента. При этом новые нормативы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года (федеральный закон от 26.11.08 № 224-ФЗ).

Используем повышенный норматив для более «старых» кредитов

Названная норма и вызывает самый популярный у бухгалтеров вопрос: можно ли применять повышенные нормативы к займам, полученным до 1 сентября 2008 года? На первый взгляд — нельзя. Ведь правоотношения по соответствующему договору возникли до установленной даты. Скорее всего, именно так и будут рассуждать налоговые органы.

Но не все так однозначно. Подобное ограничение нельзя назвать справедливым. Почему это по новым договорам организации могут списывать расходы по завышенным нормативам, а по старым не могут? Мы хотим предложить доводы в пользу того, что новые нормативы можно применять и к договорам, заключенным до 1 сентября 2008 года.

Для начала отметим: действительно, в законе прямо говорится, что новые нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года. Но что в данном случае считать «правоотношениями»? Нигде нет определения понятия «правоотношения». С одной стороны, правоотношения — это отношения, которые возникли один раз, в момент заключения договора займа. Но есть много нюансов. Во-первых, правоотношения по займу возникают постоянно. Например, каждый месяц, происходит начисление процентов, которые заемщик должен уплатить (не важно, в какой срок).

Во-вторых, организация определяет предельную величину процентов, учитываемых в расходах, на момент их признания, т.е. на конец отчетного периода (п. 8 ст. 272 НК РФ). Поэтому можно утверждать: новый лимит распространяется на проценты, признанные расходами за период с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года, независимо от того, когда именно было оформлено долговое обязательство.

К тому же повышение лимита — мера антикризисная. Она временная и направлена на то, чтобы на период кризиса облегчить положение налогоплательщиков. Согласитесь, было бы несправедливо ограничивать применение антикризисных мер в зависимости от даты договора. Ведь это нарушает принцип равенства налогообложения, что противоречит основным принципам российской налоговой системы.

Помимо названных аргументов существует письмо Минфина, подтверждающее вывод: новые нормы применимы и к старым займам. Так, в письме от 29.12.08 № 03-03-06/2/184 разъяснена ситуация с нормированием процентов по займу, полученному в июне 2006 года. Чиновники заявили, что по такому займу компания может применять повышенные нормативы к процентам, начисленным за период с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года.

Мы считаем, что используя все эти аргументы, заемщик может доказать налоговикам (в случае, если у налоговиков на этот счет будет иное мнение) правомерность использования повышенных нормативов и к договорам, заключенным до 1 сентября 2008 года. При этом по повышенным нормативам должны учитываться проценты, начисленные в период с 1 сентября 2008 года до 31 декабря 2009 года.

Меняется ставка рефинансирования: как действовать?

Еще одна сложность, которая возникает у компании, исчисляющей норматив на основе ставки рефинансирования, связана с тем, что эта ставка постоянно меняется. Какую ставку рефинансирования брать в расчет: ту, что действовала на дату привлечения денежных средств или ту, что действует на дату признания расходов в виде процентов?

Все зависит от того, содержит договор займа условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства или нет. Если в договоре нет такого условия, то при расчете норматива принимается ставка рефинансирования, действовавшая на дату привлечения денежных средств. По другим договорам (согласно которым процентная ставка может меняться) принимается ставка рефинансирования, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Правда, практика показывает, что некоторые инспекции этого правила не придерживаются и занимают ту позицию, которая им выгодна. Однако компаниям удается отстоять свою правоту в судах. Примером может служить постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.08 № А19-19415/06-20-Ф02-5295/08.

Возникает и другой вопрос. Как быть, если договор содержит условие об изменении процентной ставки, однако кредитор таким условием не воспользовался (то есть в течение срока действия договора фактическая процентная ставка не менялась)? Какую ставку рефинансирования использовать в этом случае?

Мы считаем, что следует руководствоваться ставкой рефинансирования, которая действует на момент признания «процентных» расходов. Данный вывод подтвержден Минфином в письме от 27.09.07 № 03-03-06/1/701. Тот же подход применяется и в отношении договоров, по которым кредитная организация вправе изменить первоначально установленную процентную ставку в случае нарушения должником определенных условий договора (письмо Минфина России от 27.08.07 № 03-03-06/1/602).

Считаем по сопоставимости

Как мы уже упоминали выше, норматив списания процентных расходов можно рассчитывать иным способом — на основании сопоставимых долговых обязательств. Этот метод применяется по выбору налогоплательщика при условии, что эти сопоставимые обязательства у него имеются.

Повторим правило. Расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при следующем условии. Размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно (не более чем на 20 процентов) не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях (п. 1 ст. 269 НК РФ). А налогоплательщики, перешедшие на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, при подобном расчете учитывают долговые обязательства, выданные в том же месяце.

Читайте так же:  Как узнать сумму алиментов по фамилии

При прочтении этой нормы неизменно возникает вопрос: ориентироваться следует на привлеченные организацией займы или на выданные?
Если читать пункт 1 статьи 269 НК РФ буквально, то при определении среднего уровня процентов надо учитывать займы, выданные компанией, а не полученные ею.

Однако, поскольку в названном пункте речь идет о процентах по полученным займам, то логично, что для определения среднего уровня процентов необходимо учитывать полученные на сопоставимых условиях займы. Такого же подхода придерживаются и чиновники, о чем свидетельствует, например, письмо Минфина России от 07.06.06 № 03-06-01-04/130. В нем сказано, что «долговые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов — физических лиц или юридических лиц — считаются несопоставимыми». В другом письме Минфина (от 27.03.06 № 03-03-04/1/282) прямо говорится, что при определении среднего уровня процентов налогоплательщик принимает в расчет все долговые обязательства, полученные налогоплательщиком в том же квартале на сопоставимых условиях. Эту позицию Минфин подтвердил и в недавнем письме от 17.12.08 № 03-03-06/1/694.
Таким образом, взяв кредит, организация для нормирования процентов по нему должна ориентироваться на займы, которые она получила на сопоставимых условиях.

Ситуации, в которых возникают налоговые риски

Часто от бухгалтеров слышишь вопрос: может ли организация полученные в качестве займа денежные средства передать по договору займа другому лицу? И, если она передаст средства по договору беспроцентного займа, не возникнет ли у организации налоговых рисков? На наш взгляд, риски вероятны, но в определенных ситуациях.

Рассмотрим описанную ситуацию подробнее. Получив кредит, организация осуществляет расходы в виде процентов. При этом, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида относятся к внереализационным расходам. Вместе с тем, для целей налогообложения прибыли расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если заемщик передаст по договору беспроцентного займа средства, ранее полученные по кредитному договору (договору займа), предусматривающему уплату процентов, то эти проценты налоговые органы при проверке исключат из расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. В результате обществу будет доначислен налог на прибыль, пени и штрафные санкции по статье 122 НК РФ.

Более того, возможные претензии со стороны налоговых органов нельзя исключить даже в том случае, если стороны определят некий процент в договоре займа, но этот процент будет ниже процента, установленного в «первоначальном» договоре займа. Налоговый орган может заявить, что отношения по договору займа направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.
Но мы считаем, что подобные действия налоговых органов налогоплательщики могут оспорить в судебном порядке. Ведь расчетный счет в банке у организации, как правило, один. И на нем аккумулируются не только деньги, полученные по договору займа, но и иные поступления (выручка от реализации, прочие доходы). Поэтому нельзя однозначно утверждать, что организация выдала займ именно из тех средств, которые ранее были получены ей по договору займа.

Источник: http://www.buhonline.ru/pub/comments/2009/4/1341

Ст. 269 НК РФ за 2017 год: вопросы и ответы

Ст. 269 НК РФ: официальный текст

Ст. 269 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 269 НК РФ в 2017 году характеризуется появлением в ней ряда новых положений, введенных законом, принятым еще в начале 2016 года. Рассмотрим, что это за положения и с чем связано обновление.

Как изменилась статья 269 НК РФ в 2017 году?

Статья 269 НК РФ приобрела свою действительную в 2017 году редакцию в результате принятия закона «О внесении изменений…» от 15.02.2016 № 25-ФЗ, положения которого, относящиеся к редактированию текста ст. 269 НК РФ, вступили в силу с начала очередного налогового периода (т. е. с 2017 года). Изменения были сделаны 2 видов:

  • новую редакцию получили пп. 2–4, что привело к тому, что:
    • увеличилось число ситуаций, при которых задолженность признается контролируемой;
    • сумма контролируемой задолженности определяется совокупностью всех обязательств, имеющих признаки контролируемых;
    • в НК РФ закреплено положение об отсутствии необходимости в пересчете процентов по контролируемой задолженности при изменении коэффициента капитализации;
    • дополнительно введены пп. 5–13, поясняющие правила применения обновленных пп. 2–4.

В чем заключаются обязанности налогоплательщика при определении процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли?

В обязанности налогоплательщика входит исчисление предельной величины процентов по признаваемым расходам. Осуществляется эта операция при помощи деления суммы начисленных процентов по контролируемой задолженности на рассчитанный коэффициент капитализации.

Для того чтобы получить размер коэффициента капитализации, следует величину непогашенной контролируемой задолженности поделить на размер собственного капитала, отражающий долю участия зарубежной организации в УК отечественного юрлица. Для кредитных организаций и лизинговых учреждений полученный результат делится на 12,5, для прочих субъектов ― на 3.

Не берется в расчет собственного капитала кредиторская задолженность, куда входят суммы рассрочек по существующим налоговым кредитам, текущие платежи, задолженность по налогам и сборам.

Изменение коэффициента капитализации в последующем налоговом периоде не требует пересчета процентов по контролируемому долгу за предыдущий период.

О том, как коэффициент капитализации применяется при анализе финансовой устойчивости, читайте в материале «Проведение анализа финансовой устойчивости организации».

Какова величина ставки рефинансирования и ключевой ставки ЦБ?

Ставка рефинансирования и ключевая ставка — понятия разные:

  • Размер ставки рефинансирования определяется как величина годовых процентов, которые должны уплатить кредитные организации Центробанку за предоставленные заемные средства.
  • Понятие ключевой ставки используется в российской экономике не очень давно ― с 2013 года. Оно обозначает размер процентной ставки, с учетом которой ЦБ принимает денежные средства прочих банков в качестве депозитов и выдает им краткосрочные кредиты. Ключевая ставка участвует в регулировании уровня инфляции, а также влияет непосредственно на ставки по кредитам прочих банковских организаций.

До 2016 года эти показатели использовались раздельно. Однако с 2016 года ставка рефинансирования больше не устанавливается, а ее значение приравнено к ключевой ставке (указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У).

В НК РФ к ставке рефинансирования привязывался расчет пени за просрочку оплаты по налогам и сборам. Теперь в этих формулах следует применять ключевую ставку, значение которой на момент отмены использования ставки рефинансирования было выше, чем у отмененной ставки (11 против 8,25%), но затем несколько снизилось. В динамике ее изменение выглядит так:

  • на 01.01.2016 — 11%;
  • с 14.06.2016 — 10,5%;
  • с 19.06.2016 — 10%;
  • с 27.03.2017 — 9,75%;
  • с 02.05.2017 — 9,25%;
  • с 19.06.2017 — 9%.
Читайте так же:  Нарушение совмещение должностей

Какие сделки считаются контролируемыми?

Раздел V.1 НК РФ, вступивший в силу 01.01.2012, определяет действия налогового контроля по сделкам между зависимыми лицами. Прежде всего внимание обращается на уровень цен при заключении договоров. Они не должны существенно отличаться от рыночных.

Целью подобного контролирования является полнота исчисления и уплаты налогов, таких как налог на прибыль, НДС, НДФЛ и налог на добычу полезных ископаемых.

Контролируемые сделки между зависимыми лицами обладают определенными признаками:

  • сумма доходов в результате сделок превышает установленную законодательно величину;
  • одна из сторон признается как плательщик НДПИ;
  • одна из сторон не является плательщиком налога на прибыль;
  • одна из сторон является резидентом особой экономической зоны;
  • одна из сторон заявлена как участник проекта «Сколково»;
  • одна из сторон находится на спецрежиме ― ЕНВД, ЕСХН;
  • одна из сторон сделки — участник регионального инвестиционного проекта, применяющий пониженную (или нулевую) ставку по налогу на прибыль.

Полный перечень подобных сделок и их размеры содержится в ст. 105.14 НК РФ.

Существуют также и сделки, приравненные к контролируемым. Среди них можно назвать следующие:

  1. С участием посредников, то есть лиц, не признанных зависимыми. Посредники не несут никаких экономических рисков и выполняют функции документооборота.
  2. В области внешней торговли, если предметом интересов выступают полезные ископаемые ― нефть, металлы, драгоценные камни, минеральные удобрения.
  3. Один из участников зарегистрирован в оффшорной зоне. Список стран, подпадающих под это определение, устанавливается Минфином РФ.

Приравненные к контролируемым сделки имеют разный суммовой критерий, регулируются государством, даже если стороны не являются зависимыми лицами.

Однако в некоторых случаях сделки, несмотря на то что отвечают вышеперечисленным критериям, контролируемыми не признаются:

  1. Стороны выступают как участники консолидированной группы налогоплательщиков.
  2. Участники зарегистрированы на территории одного субъекта РФ и не имеют обособленных подразделений.
  3. Сделки производятся в отношении новых морских месторождений углеводородного сырья.
  4. Сделки представляют собой краткосрочные банковские операции (выдача кредитов или депозитов).
  5. Сделки, затрагивающие военно-техническое сотрудничество страны с прочими государствами.

Что понимается под долговым обязательством (п. 1 ст. 269 НК РФ)?

НК РФ (п. 1 ст. 269) определяет долговые обязательства как заемные операции любых видов ― кредиты, займы, товарные и коммерческие кредиты, банковские вклады и счета. В результате подобных сделок образуются доходы или расходы в виде процентов, которые и учитываются при налогообложении прибыли.

Долговые обязательства могут быть выражены как в отечественной, так и в иностранной валютах. Ст. 269 НК РФ затрагивает интервалы предельных значений процентных ставок долговых обязательств в рублях, евро, долларах США, китайских юанях, фунтах стерлингов, швейцарских франках и японских йенах.

Какие лица считаются взаимозависимыми?

Ст. 269 НК РФ затрагивает контролируемые сделки в целях определения налогооблагаемой базы по расчету налога на прибыль. Контролируемые сделки совершаются зависимыми лицами. Глава 14.1 НК РФ приводит перечень условий, на основании которых субъектов хозяйственной деятельности можно считать взаимозависимыми:

  • доля участия одной организации в другой составляет более 25%;
  • в обеих организациях присутствует одно и то же физлицо с размером доли более 25%;
  • более половины составов органов управления в обеих организациях выбраны одним и тем же физлицом;
  • физические лица, связанные между собой должностными обязательствами;
  • физлица, являющиеся родственниками, в том числе супругами, опекунами и подопечными;
  • прочие критерии, установленные главой 14.1 НК РФ.

Нельзя назвать зависимыми те юрлица, в которых доли УК принадлежат органам государственной власти или местного самоуправления, если доля участия самих компаний не превышает 25%.

Цель наблюдения за контролируемыми сделками между зависимыми лицами ― полнота исчисления и уплаты налогов, предотвращение применения схем, уменьшающих поступления в бюджет РФ.

О том, как взаимозависимость отражается на налоге на имущество, читайте в статье «Налог на имущество и взаимозависимые лица (нюансы)».

Источник: http://nalog-nalog.ru/nalog_na_pribyl/rashody_nalog_na_pribyl/st_269_nk_rf_za_2017_god_voprosy_i_otvety/

Статья 269. Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам

Статья 269. Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам

ГАРАНТ:

1. В целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

2. Если налогоплательщик — российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации (далее в настоящей статье — контролируемая задолженность), и если размер непогашенных налогоплательщиком — российской организацией долговых обязательств, предоставленных иностранной организацией, более чем в три раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — более чем в двенадцать с половиной раз) превышает разницу между суммой его активов и величиной обязательств (далее для целей настоящего пункта — собственный капитал) на последний день отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений пункта 1 настоящей статьи применяются следующие правила.

Читайте так же:  Получить ипотеку без справки о доходах

Информация об изменениях:

Налогоплательщик обязан на последний день каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на три (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — на двенадцать с половиной).

В целях настоящего пункта при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

3. В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, но не более фактически начисленных процентов.

При этом правила, установленные пунктом 2 настоящей статьи, не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность не является контролируемой.

4. Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным пунктом 2 настоящей статьи, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 настоящего Кодекса.

Источник: http://base.garant.ru/3985633/47fb36ebc68683d67655deb19d3d9349/

предельная величина процентов

ФНС пояснила, как считать предельную величину процентов по контролируемой задолженности

При определении в соответствии с пунктом 2 статьи 269 НК предельной величины признаваемых расходом процентов в отношении долговых обязательств, возникших до 01.10.2014 (при условии неизменности в течение 2016 года сроков исполнения таких обязательств), в период с 01.07.2014 по 31.12.2016 при определении величины собственного капитала не учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы по всей дебиторской (кредиторской) задолженности организации.

При определении же предельной величины признаваемых расходом процентов в отношении долговых обязательств, возникших после 01.10.2014, величина собственного капитала определяется в общеустановленном порядке с учетом положений пункта 2 статьи 269 НК.

Такие выводы содержатся в письме ФНС № СД-4-3/[email protected] от 10.01.2017.

Порядок расчета предельной величины процентов, включаемых в расходы, зависит от изменения ставки ЦБ РФ

У меня вопрос, касающийся расчета предельной величины процентов, признаваемой расходом для целей налообложения. У нас кредитный договор с банком на 18 месяцев, сумма кредита 400 тыс. руб, других кредитов нет, расчет решили вести исходя из ставки рефинансирования ЦБ. При поиске — как правильно посчитать предельную величину, возник вопрос — во всех примерах проценты рассчитаны на всю сумму кредита, а не исходя из остатка ссудной задолженности, которая каждый месяц уменьшается.

ВАС поддержал позицию ФНС по порядку расчета предельных процентов по контролируемой задолженности

Высший Арбитражный Суд РФ поддержал позицию ФНС РФ, согласно которой расчет предельных процентов по контролируемой задолженности должен производиться на последнее число каждого отчетного (налогового) периода, без перерасчета показателей за предыдущие отчетные периоды.

При этом указания на возможность расчета контролируемой задолженности нарастающим итогом статья 269 НК РФ не содержит.

Такие разъяснения приводит ФНС РФ на ведомственном сайте.

Предельная величина процентов по долговому обязательству рассчитывается исходя из фактического периода займа

Предельная величина процентов по долговому обязательству, признаваемых расходом в целях налогообложения, рассчитывается исходя из величины долгового обязательства, ставки рефинансирования Центрального банка РФ и фактического периода пользования заемными средствами.

Об этом напоминает Минфин РФ в письме № 03-03-06/1/584 от 12.11.2012.

Указанный расчет осуществляется исходя из числа дней в календарном году (365/366 дней).

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Минфин РФ: Письмо № 03-03-06/1/584 от 12.11.2012

Расчет предельных процентов по контролируемой задолженности осуществляют дискретно

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/271 от 24.05.2012 разъясняет порядок учета сумм процентов по контролируемой задолженности перед иностранной организацией.

Ведомство напоминает, что если российская организация имеет непогашенную контролируемую задолженность перед иностранной фирмой и если размер этой задолженности более чем в 3 раза превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, применяются правила, установленные пунктом 2 статьи 269 НК РФ.

При этом исчисление предельной величины признаваемых расходом процентов производится без учета процентов по контролируемой задолженности, начисленных в предыдущих отчетных периодах, т.е. дискретно.

В случае изменения соотношения контролируемой задолженности и собственного капитала российской организации в последующем отчетном периоде по сравнению с предыдущим отчетным периодом пересчет расходов в виде процентов за предыдущий отчетный период не производится.

Ссылки по теме:

Минфин РФ: Письмо № 03-03-06/1/271 от 24.05.2012

Минфин разъясняет порядок расчета предельных процентов лизинговой организацией

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/235 от 10.05.2012 разъясняет порядок расчета предельных процентов лизинговой организацией.

Ведомство отмечает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 269 НК РФ если налогоплательщик — российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного капитала этой организации и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, — более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика — российской организации, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, применяются правила, установленные пунктом 2 статьи 269 НК РФ.

При этом, по мнению Минфина РФ, в целях применения пункта 2 статьи 269 НК РФ под осуществлением исключительно лизинговой деятельности следует понимать осуществление только деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.klerk.ru/tags/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2/

Предельная величина процентов по долговым обязательствам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here