Арест имущества по налогам

Важные информационные данные на тему: "Арест имущества по налогам" с описанием сопутствующих проблем и способов их решения. За индивидуальными консультациями всегда можно обратиться к дежурному специалисту.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Источник: http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=14&paper=77

Какой порядок наложения ареста на имущество налогоплательщика?

Статья 77 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает наложение налоговыми органами ареста на имущество в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Указанный арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора и является временным ограничением права собственности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в целях обеспечения налоговых обязательств.

Арест имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в качестве способа обеспечения решения о взыскании налога производится при одновременном наличии двух условий:

1) неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в установленный срок обязанности по уплате налога;

2) достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается налоговым органом после получения информации от банков о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в 3-х экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, вынесшего указанное постановление, для решения вопроса о санкционировании ареста.

Налоговый орган обязан предоставить прокурору все документы, подтверждающие обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик (должностные лица налогоплательщика) предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество.

Постановление должно предусматривать предупреждение налогоплательщика об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику либо его представителю лично под расписку либо направляет его по почте заказным письмом.

Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте.

В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

При производстве ареста необходимо учитывать, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа. Аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога, сбора, пени, штрафа.

При невозможности определения балансовой стоимости имущества его стоимость определяется должностным лицом, производящим арест, с учетом мнения специалиста (при участии такового в произведении ареста) или специализированной организации.

При необходимости к производству ареста могут быть привлечены сотрудники органов внутренних дел в качестве лиц, обеспечивающих безопасность должностных лиц налогового органа, производящих арест.

Арест имущества производится с участием понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

Сотрудник налогового органа, производящий арест, обязан в устной форме разъяснить права и обязанности лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику (его представителю).

Протокол подписывается сотрудником налогового органа, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в произведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол сотрудник налогового органа отражает данный факт в протоколе.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику (его представителю) под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Основанием для отмены решения об аресте имущества является:

решение должностного лица налогового органа об отмене ареста;

решение вышестоящего налогового органа;

наложение судебным приставом-исполнителем ареста на тоже самое имущество при исполнении исполнительного документа о взыскании обязательных платежей.

Решение об отмене ареста принимается не позднее дня, следующего за днем получения от налогоплательщика документов, подтверждающих уплату налога, либо соответствующих решений налогового органа, постановления судебного пристава-исполнителя или вступления в законную силу решения суда.

Решение об отмене ареста оформляется постановлением, которое в течение трех рабочих дней направляется (вручается) в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти рабочих дней после дня принятия данного решения.

Источник: http://www.audit-it.ru/nalognews/reg111/358484.html

Об аресте имущества как мере для взыскания авансовых платежей по налогу

Наложение ареста на имущество организации может быть применено для взыскания авансовых платежей по налогу.

Арест имущества производится в случае неисполнения обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов) и при наличии достаточных оснований полагать, что должник предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Президиум ВАС РФ в пункте 12 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 указал, что неотъемлемым свойством публичной обязанности по уплате определенной денежной суммы в казну является возможность ее принудительного исполнения. Таким образом, налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате авансовых платежей, а также осуществить меры по их принудительному взысканию за счет имущества налогоплательщика.

На этом основании Минфин России полагает возможным произвести арест имущества организации в качестве способа обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании авансовых платежей.

Вопрос: О применении ареста имущества организации в качестве способа обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании авансовых платежей по налогам.

Ответ:

Читайте так же:  Заявление на отцовство и алименты

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 марта 2019 г. N 03-02-08/16736

Департаментом налоговой и таможенной политики с участием ФНС России рассмотрено обращение от 15.01.2019 по вопросу о применении ареста имущества, предусмотренного статьей 77Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании авансовых платежей, подлежащих уплате за отчетные периоды, а также обращение от 26.02.2019 и сообщается следующее.

По указанному вопросу было направлено письмо Федеральной налоговой службы от 12.02.2019 N КЧ-3-8/[email protected], содержащее разъяснение, поддерживаемое Департаментом.

Согласно пунктам 1 и 14 статьи 77 Кодекса арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности организации-налогоплательщика (налогового агента плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) (далее — организация) в отношении ее имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов) и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что такая организация предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

В соответствии с пунктами 3 и 14 статьи 77 Кодекса арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) за счет имущества организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании указанного обязательного платежа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или ее электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах организации или информации о реквизитах ее корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, установленном Кодексом (статьи 45 — 47, 69 Кодекса).

Кодексом предусматривается по отдельным налогам уплата в течение налоговых периодов авансовых платежей, обязанность по уплате которых признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 12 Информационного письма от 22.12.2005 N 98, отсутствие в указанных нормах Кодекса положений об их применении к авансовым платежам не может быть расценено как отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате таких платежей (в том числе платежей, исчисляемых в течение отчетного периода). Эта обязанность устанавливается применительно к отдельным налогам в соответствующих нормах части второй Кодекса. Необходимо учитывать, что неотъемлемым свойством публичной обязанности по уплате определенной денежной суммы в казну публично-правового образования является возможность ее принудительного исполнения, в том числе с применением установленных законодательством мер по обеспечению исполнения решений о взыскании. Налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате ежемесячных авансовых платежей, исчисляемых в течение отчетного периода, а также осуществить меры по принудительному взысканию задолженности по данным платежам за счет имущества налогоплательщика.

Учитывая изложенное, полагаем, что предусмотренный статьей 77 Кодекса арест имущества организации может быть применен в качестве способа обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании авансовых платежей.

Кроме того, следует отметить, что Министерство финансов Российской Федерации в пределах своей компетенции дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, на основании пунктов 1 и 3 статьи 34.2 Кодекса в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Названной статьей не предусмотрено уведомление заявителя о продлении срока для предоставления соответствующего разъяснения.

Источник: http://www.audit-it.ru/law/account/983718.html

Неуплата налоговых авансов может обернуться арестом имущества

Если ИФНС вынесла решение о взыскании авансового платежа, то она вправе арестовать имущество должника.

Статьей 77 НК установлено, что арест имущества производится в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов, пеней и штрафов), если у налоговиков есть основания полагать, что организация-должник может попытаться скрыть свое имущество.

Как известно, НК предусматривает уплату авансовых платежей по некоторым налогам. При этом обязанность по уплате таких налоговых авансов признается исполненной в том же порядке, что и в отношении уплаты самого налога. Согласно позиции Пленума ВАС инспекция вправе направить налогоплательщику требование об уплате авансовых платежей, а также предпринять меры по их принудительному взысканию за счет имущества налогоплательщика.

Следовательно, предусмотренный ст.77 НК арест имущества организации может быть применен в качестве способа обеспечения решения ИФНС о взыскании авансовый платежей.

Напомним, что налоговики могут арестовать имущество должника только в случае, когда у него на счетах недостаточно денег для погашения долга или у сотрудников ИФНС вообще нет информации о счетах организации (п.3 ст. 77 НК).

Источник: http://glavkniga.ru/news/8397

Арест имущества

Наложение ареста на имущество — мера госпринуждения, которая применяется без учета вины налогоплательщика (нарушителя).

Понятие ареста имущества

Смысл ареста имущества, используемый в налоговых отношениях, заключается в выполнении совокупности действий налоговыми и другими компетентными органами, ограничивающих имущественные права на принадлежащее должнику-налогоплательщику имущество.

Понятие ареста устанавливают положения ст. 77 НК РФ. Одним из немаловажных моментов является отсутствие полномочий у налоговой арестовывать имущество физических лиц. П. 4 ст. 77 НК РФ предусмотрена возможность наложения ареста, и на имущество налогоплательщика целиком и на какую-то его часть.

Согласно положениям п. 5 данной статьи, арестовать может только то имущество, которое обеспечит исполнение обязанности, связанной с уплатой налогов.

Виды ареста имущества

Существующие налоговые отношения предусматривают определенный порядок наложения ареста на имущество, установленный ст. 77 НК РФ, а также другими нормами налогового права (гл. 8 НК РФ), касаемо принудительного исполнения обязанности относительно уплаты налогов.

Начиная с момента ареста имущества, его собственники ограничены в правах на него, и в этом ракурсе объем таких ограничений определяет и права собственника, которые он может осуществлять после ареста и которые напрямую зависит от вида ареста.

Положения статьи 77 устанавливают правовую возможность применять два вида ареста:

В первом случае при осуществлении ареста налогоплательщик (собственник) ограничен в распоряжении арестованным имуществом, при этом владеть и пользоваться им под контролем и с разрешения уполномоченного (таможенного, налогового) органа собственник может.

Читайте так же:  Росбанк золотая карта преимущества зарплатная

К примеру, частичный арест недвижимого имущества дает право его собственнику владеть, распоряжаться и пользоваться им в полном объеме, но при этом необходимо получать разрешение налогового органа, под контролем которого вышеуказанные действия могут проводиться.

Налоговый кодекс не содержит такого понятия, как режим ареста, которым является совокупность каких-либо средств мероприятий и правил, применяющихся для достижения необходимого результата.

Режим ареста в налоговом праве является особым порядком, по которому осуществляются права на имущество налогоплательщиком – его собственником, в том числе и третьими лицами. Несоблюдение установленного режима ареста предусматривает за это ответственность нарушителя (ст. 125 НК РФ).

Условия наложения ареста на имущество

Налоговое законодательство, как непременное условие принятия законного и обоснованного решения об аресте, устанавливает два обстоятельства. Их существование должно быть одновременным.

1. Неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей, касаемо уплаты налогов с соблюдением установленных сроков. Небольшое несоответствие в точности формулировки состоит в определении условий, которые касаются понимания нарушения срока уплата налогов.

При таких обстоятельствах любое отклонение от срока позволяет считать условия ареста свершенными. Хотя акцент в данном случае, исходя из понимания норм налогового законодательства, не делается на наличие недоимки по налогам, а не, к примеру, касаемо наличия задолженности (по выплате пени), при котором арест наложен быть не может.

Кроме этого может быть арестовано только то имущество, которое покрывает размер недоимки, не учитывая при этом пеню.

2. Вторым условием является наличие у уполномоченных органов достаточных оснований для того чтобы полагать, что обязанное лицо уклоняется от уплаты налогов и предпринимает меры для сокрытия своего имущества (ч. 2 п. 1 ст. 77 НК РФ).

Однако налоговое законодательство не прописывает точного определения достаточности таких оснований. Это означает, что налоговый орган может наложить арест на имущество, принадлежащее недоимщику, по своему внутреннему убеждению, поскольку правовых ориентиров налоговые нормы для установления вышеуказанных оснований не содержат.

Такая норма статья 77 НК РФ исключает не ясность и не двусмысленность ее толкования и применения для определения оснований, которые позволяют предположить, что организация намерена скрыться либо скрыть имущество от уплаты налогов. ФНС России был издан Приказ от 31.07.2002 N БГ-3-29/404, которым утверждены Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество.

Еще одним основанием (условием наложения ареста) может служить то, что налоговый орган уже принимал меры для принудительного взыскания задолженности, как это установлено положениями ст.ст. 46, 47 НК РФ.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации

С того момента как налоговым органом получена информация от банка о том, что на счетах (должника) налогоплательщика отсутствуют денежные средства либо их недостаточно для выполнения налоговых обязанностей, либо, когда такая информация отсутствует полностью, налоговый орган принимает решение о наложении ареста на имущество организации.

Такое решение оформляется в форме постановления, которое оформляется в соответствии с требованиями Приложения № 9 к приказу ФНС РФ 03.10.2012.

Арест на имущество проходит несколько стадий:

1. Принятие решения руководителем налогового органа.

Решение о том, что накладывается арест на имущество налогоплательщика не может быть вынесено прежде, чем налоговая приняла решение о взыскании налога за счет имущества должника-налогоплательщика.

Следует отметить, что и перед принятием этого решения налоговая должна принять решение взыскать налог за счет денежных средств должника, которые находятся в банке на его счету и лишь после этого принимать любые другие решения принудительного характера

2. Непосредственно производство ареста.

Определяется юридически значимым моментом, с которого арест можно считать произведенным. Это значит, что налогоплательщик с этого момента обязан соблюдать режим ареста.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перед тем, как производится арест, налогоплательщику предъявляется постановление налоговой, вместе с санкцией прокурора, о том, что арестовано его имущество. Документы, которые предъявляются налогоплательщику, включают в себя и документы, подтверждающие полномочия тех лиц, которые проводят арест.

Обязательным является при производстве ареста присутствие понятых.

Положения статьи 98 устанавливают требования к личностям понятых (исключена возможность привлекать в качестве понятых должностных лиц налогового органа).

Решение о том, что арестованное имущество начинает свое действие с момента вынесения постановления и до того, как такое решение отменено должностным лицом этой же налоговой, либо если оно отменено вышестоящим налоговым органом, а также судом.

Налогоплательщик (организация) может подать просьбу о принятии решения заменить арест имущества на залог (ст. 73 НК РФ).

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика

Постановление о том, что на имущество организации налогоплательщика наложен арест не позднее трехдневного срока с момента его вынесения должно быть направлено в трех экземплярах в прокуратуру, которая осуществляет надзор законности действий соответствующей налоговой для принятия решения о санкционировании такого ареста.

Если накладывается частичный арест, в этом случае в постановлении должен быть прописан порядок, по которому налогоплательщик может распоряжаться арестованным имуществом.

Также в постановлении указывается и обязанность, в соответствии с которой налогоплательщик должен обращаться в налоговый орган при желании отчуждать арестованное имущество по договору залога, аренды для получения соответствующего разрешения.

Постановление также должно содержать предупреждение налогоплательщика о том, что в случае несоблюдения им установленного порядка для осуществления права собственности (либо другого аспекта права собственности) на имущество он несет ответственность, предусмотренную законом.

Решение о санкционировании ареста

Санкционировать арест по принятому налоговой решению может только прокуратура. Получать санкцию прокурора на арест имущества должника необходимо в соответствии с положениями статьи 77 НК РФ с целью обеспечения установленного в данной норме закона порядка наложения ареста.

Также следует заметить, что законодательство не определяет возможность обжаловать отказ в даче санкции для ареста, а также нет возможности и отменить такой отказ вышестоящим органом прокуратуры. Однако положения статьи 77 не содержат и указания на то, прокурором какого уровня (района города и т. д.) должна выдаваться такая санкция.

Сроки исполнения ареста на имущество

Обязанностью налогового органа является не позднее того дня, который следует за днем выдачи прокурором санкции, вручить постановление о проведении ареста на имущество налогоплательщика (его представителю), лично под роспись.

Оно может быть также направлено налоговым органом заказным письмом по почте не позже трех рабочих дней с момента санкционирования прокуратурой ареста имущества налогоплательщика — должника.

Производство ареста должно сопровождаться ведением протокола согласно форме, которая установлена приложением № 10 к приказу ФНС России от 03.10.2012.

Читайте так же:  Сколько лет выплачивают алименты на ребенка

Протокол об аресте имущества

Протокол, а также опись, которая к нему прилагается должны содержать перечисление имущества, которое арестовывается. В описи имущества указывается точное наименование, количество, а также индивидуализирующие предметы признаки и их стоимость.

В протоколе, также, как и в постановлении, отражается предупреждение налогоплательщика о применении к нему ответственности за нарушение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

Протокол должен быть подписан:

  • сотрудником налоговой, который проводит арест;
  • присутствующими понятыми
  • а также специалистами, в случае их участия.
  • также в протоколе должна стоять подпись и самого налогоплательщика либо его представителя.

Факт отказа от подписи любого из указанных лиц отражается в протоколе налоговой не позднее дня, который следует за днем составления протокола.

Налоговая должна его вручить налогоплательщику под роспись либо отправить заказным письмом по юридическому адресу должника.

Если же имущество, которое подлежит аресту, находится не в одном месте, то может быть составлено несколько протоколов.

Постановление об отмене ареста

В случае если проводится снятие ареста имущества, решение об этом должно быть отменено уполномоченным должностным лицом налоговой либо таможенного органа. Такое решение основано на прекращении обязанности лица по уплате налога либо штрафов.

Также отменяется арест если заключается договор о залоге имущества (положение статьи 73 НК РФ).

Решение о том, что отменяется арест должно быть оформлено согласно в форме, которая установлена приложением № 11 к приказу ФНС России от 03.10.2012.

Вынесенное Постановление должно быть в течение 3 дней направлено в прокуратуру, которая санкционировала арест имущества.

Также обязанностью налогового органа является уведомление об этом налогоплательщика в течение 5 рабочих дней после того, как соответствующее решение было принято.

Основания для отмены ареста

Для прекращения действия ареста необходимо вынесение соответствующего постановления налоговым органом, который проводил арест либо получение решения суда о том, что решение об аресте признано незаконным.

Положения статьи 77 устанавливают правила, в соответствии с которыми решение о наложении ареста отменяется уполномоченным должностным лицом налогового либо таможенного органа, который такое решение выносил. Также отменить арест может и вышестоящая налоговая, суд, либо таможенный орган.

Для отмены ареста судом необходимо, чтобы заинтересованное лицо подало иск об освобождении имущества от ареста. Также в случае, когда приостанавливаются операции по счетам, а также на основании статьи 81 Закона о банкротстве с началом введения процедуры финансового оздоровления все ранее предпринятые мероприятия, связанные с обеспечением требований кредиторов должны быть отменены и арест на имущество банкрота накладывается только в рамках процедуры банкротства.

Тоже касается и процедуры внешнего управления и конкурсного производства (ст.ст. 94, 126 Закона о банкротстве).

Кроме оснований, при которых прекращается действие режима ареста (ст. 77 НК РФ) в соответствии с положениями статьи 47 НК РФ решение взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика может быть направлено для принудительного исполнения в службу судебных приставов.

Поскольку судебный пристав в соответствии с положениями ст. 59 Закона об исполнительном производстве обладает правом наложить арест на имущество должника, с момента такого ареста наложенный в порядке положений статьи 77 НК РФ арест налоговым органом свое действие прекращает и подлежит отмене органом, который его выносил.

Источник: http://advokat-malov.ru/uplata-nalogov-i-sborov/arest-imushhestva.html

Наложение ареста на имущество налогоплательщика

Согласно НК РФ, при просрочке НДФЛ свыше 6 месяцев, на личное имущество граждан налагается обременение, с правом последующей реализации недвижимости на аукционе, в счет погашения задолженности перед государством.

В каких случаях возможен арест имущества налогоплательщика, рассмотрим подробнее в статье.

Общие сведения

Согласно действующему законодательству РФ, граждане обязаны ежемесячно оплачивать государственные налоги, такие как пенсионный фонд, медицинское страхование, соцзащита и др. В противном случае, должники будут привлечены к административной ответственности и штрафным взысканиям. При злостном уклонении от оплаты (просрочке платежей более полугода) на имущество налагается арест.

Арест — это запрещающие меры распоряжения собственностью должника, по отношению к движимому или недвижимому имуществу. Такая процедура является крайним методом воздействия на гражданина и применяется только при наличии весомых на то оснований (например, если налогоплательщик намерен скрыть счета в банке). Арест проводится в соответствии с НК РФ и применяется на основании решения руководителя налогового или таможенного органа.

Согласно статье №77 действующего законодательства, арест движимости, недвижимости и ценных вещей налогоплательщика может быть двух видов:

  1. Полный – когда должник утрачивает право распоряжения имуществом;
  2. Частичный — владелец остается собственником, однако вправе распоряжаться имуществом только под строгим контролем правоохранительных органов.

Аресту подлежит только та часть собственности, балансовая стоимость которой равна сумме неуплаченного налога или иной выплаты в бюджетные фонды страны.

Законные основания

Наложение обременения на имущество злостного неплательщика осуществляется с целью покрытия имеющихся долговых обязательств перед налоговой службой.

Согласно статье №446 ГПК РФ, в перечень имущества должника, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, входит:

  • единственное жилье налогоплательщика и его семьи (за исключением ипотечной квартиры);
  • земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в первом пункте;
  • личные вещи и предметы индивидуального пользования (одежда, обувь и другие);
  • инвентарь, необходимый для работы;
  • средства транспорта и вещи, необходимые гражданину-должнику в связи с его инвалидностью;
  • призы, государственные награды.

Основания наложения обременения могут быть следующими:

  • наличие движимой и недвижимой собственности или ценных вещей, стоимость которых составляет более 25 % суммы неоплаченного налога;
  • наличие дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик не выплачивает НДФЛ в установленном законом порядке (в течение более 6 месяцев);
  • размер общей суммы долга превышает 50 процентов от стоимости собственности;
  • при изучении бухгалтерской отчетности, на основании которой должник уклонялся от оплаты НДФЛ;
  • срочная распродажа имущества или переоформление на третьих лиц;
  • участие посреднических фирм в расчетах ООО;
  • получение сведений о фактах сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлые налоговые периоды, по которым наступил срок уплаты налога.

Порядок наложения ареста на имущество налогоплательщика

Для того чтобы наложение обременения на имущество было законным, уполномоченные лица обязаны подтвердить правомерность своих действий и доказать виновность должника.

Статьей №77 НК РФ предусмотрен порядок документального оформления действий налогового органа по аресту имущества и процедура его проведения:

  • решение о наложении обременения принимается руководителем налогового органа либо его заместителем в форме соответствующего постановления. Текст документа должен содержать следующее:
    • ФИО должностного лица;
    • дату вынесения и номер постановления;
    • паспортные данные должника;
    • ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты налогов;
    • сумму задолженности;
    • вид ареста (полный или частичный);
    • перечень недвижимости, движимости и ценных вещей, подлежащих аресту;
    • основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть собственность;
  • на основании постановления налоговым органом оформляется протокол об аресте имущества(ст. 77 НК РФ). В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется или описывается имущество, подлежащее обременению, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости;
  • арест имущества производится при участии свидетелей.
Читайте так же:  Калькүлятор досрочного погашения кредита

На счета должника

Одним из видов имущества налогоплательщика, на которое может быть наложен арест, является банковский счет. Сотрудники правоохранительных органов вправе реализовать доходы в счет погашения имеющейся задолженности. Если стоимость счета не покрывает полную сумму долга, изымается та часть денежных средств, которая имеется в наличии.

Согласно статье №81 ФЗ «Об исполнительном производстве», если неплательщик умышленно скрывает или предоставляет недостоверные данные о банковском счете, судебные приставы направляют специальное постановление в банк.

Задолженность может быть компенсирована также за счет государственных пособий, таких как:

  • пенсия;
  • стипендия;
  • пособие по инвалидности и т.д

Список документов

Для того чтобы наложить арест на имущество должника потребуются следующие документы:

  • исковое заявление о привлечении должника к ответственности;
  • письма ответчику в порядке досудебного разрешения конфликта;
  • выписка из налоговой о состоянии общей задолженности;
  • постановление о реализации движимости, недвижимости и ценных вещей;
  • выписка из банка о состоянии счетов налогоплательщика;
  • информация о имуществе должника и др.

Отмена ареста в отношении имущества налогоплательщика

Порядок действий при отмене ареста:

  1. Оплатить часть задолженности НДФЛ;
  2. Подать исковое заявление в суд об отмене обременения.

Для того чтобы ответчик смог полноправно распоряжаться имуществом, он обязан погасить задолженность. В суде долг может быть реструктуризован, по результату чего составится график платежей, в соответствии с возможностями гражданина.

Образец искового заявления

При подаче иска об отмене ареста на имущество, в заявлении необходимо указать следующее:

  • наименование судебной палаты, адрес местонахождения;
  • ФИО истца;
  • ссылка на решение суда о наложении ареста на движимость, недвижимость или иную собственность;
  • сумма общей задолженности перед государством;
  • уплаченная стоимость;
  • основания, по которым должник не может погасить долг своевременно;
  • прошение о пересмотре дела;
  • список прилагаемых документов;
  • дата, подпись.

Должник может быть оправдан только в том случае, если докажет собственную платежеспособность. По решению суда, полный арест может быть снят после уплаты всех НДФЛ.

Источник: http://dom-i-zakon.ru/grazhdanskoe-pravo/arest-imushhestva-nalogoplatelshhika.html

АРЕСТ ИМУЩЕСТВА КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

студент, кафедра государственно-правовых дисциплин ТОГУ,

В настоящее время налоги являются одним из основных видов доходов государства. И поэтому вопросы, касающиеся уплаты и взимания налогов в бюджет государства, никогда не теряют своей актуальности.

Обязанностью абсолютно всех плательщиков налогов и сборов является полная и своевременная уплата указанных платежей в бюджет государства. Но довольно часто происходит так, что лицо, обязанное уплатить налог или сбор, по каким либо причинам не может исполнить налоговые обязательства, а в некоторых случаях и вовсе пытается умышленно скрыться от уплаты налогов или сборов. В таких случаях государство вынуждено устанавливать меры принудительного характера, побуждающие налогоплательщиков и плательщиков сборов исполнять свои обязанности.

С этой целью в главе 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определен перечень способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В указанный перечень законодателем включены залог имущества, поручительство, банковская гарантия, пеня, приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей, арест имущества.

Каждый из перечисленных способов обеспечения исполнения обязанностей по-своему эффективен, но в настоящей работе подробно будет рассмотрено применение ареста имущества как способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Арест имущества согласно НК РФ – это действие налогового или таможенного органа, осуществляемое с санкции прокурора, которое ограничивает право собственности организации, которая не платила налоги, в отношении ее имущества. Арест имущества применяется в том случае, если у налогового либо таможенного органа есть основания полагать, что налогоплательщик может предпринять меры для того, чтобы каким-либо образом скрыть свое имущество.

Как можно увидеть из определения ареста имущество, его применение возможно только в отношении имущества, принадлежащего организациям, не уплачивающим налоги.

Норма, содержащаяся в части первой статьи 77 НК РФ и устанавливающая, что арест – это ограничение права собственности организации в отношении её имущества, означает, что арест может быть произведен только в отношении имущества, над которым организация осуществляет присущие собственнику полномочия: владеет, пользуется и распоряжается в полном объеме.

Необходимо отметить, что, к примеру, не допускается применение ареста к имуществу государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Связано это с тем, что своим имуществом они владеют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В свою очередь, такое имущество находится в государственной или муниципальной собственности.

Согласно НК РФ арест имущества организации, не уплачивающей налоги, может быть как полным, так и частичным. Критерием разграничения указанных видов ареста имущества является ограничение полномочий собственника имущества. При полном аресте имущества владелец имущества не вправе распоряжаться имуществом, кроме того, владеет и пользуется этим имуществом налогоплательщик исключительно с разрешения и под контролем налогового органа. При частичном аресте имущества организация владеет имуществом, пользуется и распоряжается им с согласия и под контролем налогового органа.

Арест имущества организации, не уплачивающей налоги, применяется только в случае, если налоговым органом было принято решение о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах организации в банках, а также за счет его электронных денежных средств, а на счету организации денежных средств или электронных денежных средств оказалось недостаточно либо они вовсе отсутствовали. Помимо этого, поводом для применения ареста имущества организации является отсутствие информации о счетах налогоплательщика, открытых как в банках, так и в электронном виде.

Действия по аресту имущества организации осуществляются исключительно с санкции прокурора. Регулируются указанные правоотношения Приказом Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 22.03.2010 № 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней, штрафов». В указанном приказе определены прокуроры, которые обладают полномочиями по санкционированию решений по наложению ареста на имущество налогоплательщика-организации. Такими являются:

Читайте так же:  Период погашения кредиторской задолженности дней

– Генеральный прокурор РФ и его заместители – по решению руководителя Федеральной налоговой службы (далее — ФНС) либо лица, его замещающего;

– прокуроры субъектов РФ и их заместители – по решению руководителей межрегиональных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам и руководителей управлений Федеральной налоговой службы по субъектам РФ;

–районные, городские и межрайонные прокуроры и их заместители в соответствии с компетенцией – по решениям руководителей инспекций Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и руководителей инспекций ФНС межрайонного уровня.

Как уже было сказано ранее одним из условий применения ареста имущества является мнение налогового органа о том, что организация предпримет какие-либо меры для того, чтобы скрыть принадлежащее ей имущество. Однако в настоящее время законодательно не закреплены основания, дающие налоговому органу возможность полагать, что имущество налогоплательщика – организации будет скрыто.

Ранее для определения оснований, когда имущество организации должника по уплате налогов может быть скрыто использовались Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщиков в обеспечение обязанности по уплате налога, утвержденные приказом Министерства по налогам и сборам от 31.07.2002 № БГ – 3-29/404 (далее – Методические рекомендации). Но приказом Федеральной налоговой службы от 11.10.2011 № ММВ – 7- 8/[email protected] Методические рекомендации были признаны утратившими силу.

Согласно Методическим рекомендациям, действовавшим до 2011 года, основаниями, дающими возможность предположить, что имущество может быть скрыто, являлись следующие факты:

– если у организации имеется имущество, в том числе ценные бумаги, денежных средств от продажи которых достаточно для погашения более двадцати пяти процентов от суммы неуплаченного налога;

– наличие у налогоплательщика дебиторской задолженности, которую возможно взыскать, если организация не пытается ее взыскать в течение более одного квартала;

– если размер всей суммы неуплаченных налогов и иных платежей с учетом всех штрафов и пеней, в том числе задолженности отсроченной (рассроченной) к уплате, больше пятидесяти процентов балансовой стоимости имущества организации;

– если налоговым органом из различных официальных источников получены сведения, указывающие на вывод либо сокрытие активов организации или о намерении должностных лиц организации скрыться;

– если должностными лицами налогового органа проанализирована деятельность налогоплательщика, и полученные результаты позволяют сделать вывод о предполагаемом уклонении от уплаты налога. Данный вывод, к примеру, можно сделать на основании систематического уклонения налогоплательщика от явки в налоговый орган, срочной продажи организацией своего имущества либо его переоформлении на иных лиц, аккумулировании средств организации на счетах других юридических лиц.

Кроме того, обстоятельствами, дающими возможность предположить, что имущество налогоплательщика возможно будет сокрыто, являлись: получение налоговым органом сведений о том, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) за истекшие налоговые периоды была скрыта; факты неуплаты косвенных налогов за прошедшие налоговые периоды; если имущество организации находится по адресу, отличающемуся от юридического адреса организации.

Необходимо отметить, что полномочиями по принятию решений о наложении ареста на имущество наделены руководители налоговых органов либо их заместители. Решение оформляется постановлением. Форма постановления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам».

Обязательным условием проведения ареста имущества является присутствие понятых. Кроме этого, при проведении ареста вправе присутствовать законный либо уполномоченный представитель налогоплательщика-организации.

Во время проведения ареста имущества организации составляется протокол об аресте имущества, форма которого также утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected]

Место дальнейшего нахождения арестованного имущества определяет руководитель налогового органа, который вынес постановление о наложении ареста на имущество либо его заместитель.

Арест имущества представляет собой достаточно эффективную меру, позволяющую добиться от налогоплательщика организации оплаты всех неуплаченных налоговых платежей.

В доказательство этого, хотелось бы привести материалы с сайта прокуратуры Хабаровского края. К примеру, в июле 2018 года в прокуратуру Кировского района г. Хабаровска поступили материалы из налоговой межрайонной инспекции о санкционировании ареста имущества общества с ограниченной ответственностью «Спецтехресурс ДВ». Согласно представленным материалам, организация осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, но вместе с тем, допускает задержки по уплате налогов, пеней, штрафов. На момент направления материалов в прокуратуру задолженность составляла немногим более 1 млн 200 тысяч рублей. Прокуратурой был санкционирован арест имущества организации на сумму задолженности.

По прошествии 18 дней со дня ареста имущества ООО «Спецтехресурс ДВ» погасило все задолженности по уплате налогов.

Таким образом, арест имущества очень эффективен, но необходимо учитывать, что применяется арест только в ситуации, когда можно предположить, что имущество неплательщика – организации может быть скрыто, то вместе с тем, в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, определяющий признаки ситуации, когда можно предполагать, что имущество налогоплательщика-организации может быть скрыто. Таким образом, можно утверждать о неясности правовой нормы, а конкретно статьи 77 Налогового кодекса. И, в связи с этим, на мой взгляд, в законодательстве должны быть определены такие признаки.

Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – ст. 3824.
  2. 2.Об утверждении методических рекомендаций по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога: приказ Министерства по налогам и сборам РФ от 31.07.2002 № БГ-3-29/404 (утратил силу) // Экономика и жизнь. – 2002. – № 36.
  3. Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам: приказ Федеральной налоговой службы РФ от 13.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] (ред. от 04.04.2018) . – Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней, штрафов: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22.03.2010 № 122 (ред. от 01.04.2014) // Законность. – 2010. –№ 6.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://sibac.info/journal/student/62/140528

Арест имущества по налогам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here